Это режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительными правами обладает отдельный индивид.
Чем в большей степени гарантированы права частной собственности, чем в большей степени отдельные правомочия сконцентрированы у одного экономического агента, тем выше уровень мотивации, обусловливающий эффективное использование ресурса.
Именно данный режим обеспечивает наиболее жесткую связь между принимаемыми отдельным индивидом решениями и получаемыми результатами.
Частная собственность порождает в экономике рыночные цены.
Издержки
Издержки защиты и спецификации прав частной собственности, которые, в свою очередь определяются существующей технологией применения насилия, аа также выработанными процедурами и средствами измерения полезных свойств благ.
Сформировавшиеся в обществе идеологические установки, взгляды на мир. Если доминирующими оказывается представление о нерушимости права частной собственности, то следствием этого является экономия на трансакционных издержках, связанных с защитой прав частной собственности.
|
|
Государственная собственность – режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительность доступа существует не только для аутсайдеров, но и для инсайдеров.
Исключительность обязательно должна быть отражена в системе формальных правил.
Институциональное изменение, в рамках которого права частной или коммунальной собственности трансформируются в права гос. собственности, называется национализацией. Обратный процесс приватизация.
Если приватизация осуществляется посредством изменения реальных правомочий при постоянных формальных правомочиях, то этот процесс можно рассматривать как спонтанную приватизацию.
В рамках данного режима собственности собственно остро возникает проблема управления поведением исполнителя (principal-agent problem).
Индивид сталкивается с запретительно высокими издержками реализации своей доли собственности, тогда как исполнитель, как правило, не обладает достаточными стимулами и информацией для использования ресурсов в соответствии с предпочтениями поручителя.
Это дает основание сделать вывод о невозможности существования “благотворительного” государства, населенного честными чиновниками.
В зависимости от степени распространения системы гос. собственности, а также от ряда других факторов (в частности, организации системы контроля) возникает существенное различие между правом гос. собственности де-юре и этим же правом де-факто.
Если формально ресурсы находятся в гос. сбственности, то фактически вполне может осущствляться режим свободного доступа, коммунальной или частной собственности.
|
|
Можно говорить о приватизации самого гос-ва, в частности использовании насилия или его угрозы в личных целях.
Существуют механизмы, которые позволяют отчасти компенсировать вредное влияние дифференциации интересов, устранить основание оппортунистического поведения агентов.
Во-первых, это реальная возможность сменяемости, которая позволяет обеспечить обратную связь политиков с избирателями. Это общепринятая форма голосования “руками”. Однако, данная форма контроля оказывается неэффективной ввиду значительных издержек измерения результативности деятельности исполнителей, несовершенства политического рынка и как следствие рациональной неосведомленности избирателей.
Во-вторых, “голосование ногами”. Это проявляется, с одной стороны, в форме внутренней миграции из села в город (что было особенно характерно для СССР), из провинциальных городов в промышленные центры; с другой стороны, “голосование ногами” выражается в эмиграции.
В-третьих, конкуренция со стороны других государств. Она необязательно может проявляться в возможности поглощения в буквальном смысле слова. Это могут быть и угроза формирования экономической (а через нее политической) зависимости
В-четвертых, распространение идеологии, препятствующей оппортунистическому поведению