Вопрос для самопроверки

3. Верно ли, что субъективная реальность и объективная совпадают?

А.   Верно

Б.    Неверно

 

 

МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ

Медиареальность или медийная реальность - относительно новое понятие в онтологии. Это реальность, создаваемая средствами массовой информации и коммуникации.

В рамках уже первых научных исследований феномена медиареальности был поставлен вопрос о соотношении медиареальности и объективной реальности: медиареальность отражает реальность (представляет, повторяет наличное) или конструирует (создает свой особенный мир)?

Уолтер Липпманн в книге «Общественное мнение» (1922) констатировал, что новости, переданные СМИ, не отражают события во всей их полноте, а только сигнализируют о самом факте этих событий. А кроме того, Липпманн первым отметил, что новостийные медийные сообщения конструируют особый мир, который может быть отличным от действительности.

Теоретическую предпосылку положения о конструировании медийной реальности дали в свое время Вальтер Беньямин в книге «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) и Герберт Маршалл Маклюэн в труде «Галактика Гутенберга» (1962). "

 В качестве средств коммуникации Маклюэн рассматривает фактически все элементы культурной и социальной реальности, окружающей человека: речь, фонетический алфавит, иероглифы, автомобиль, комикс, фотографию, деньги, радио, телевидение, орудия труда и т. д. Объединяет эти разнородные объекты то, что все они несут определенное сообщение. И не только несут, но и сами являются сообщениями.

В «Галактике Гутенберга» Маклюэна прозвучал знаменитый тезис: медиум (средство информации) есть сообщение, или, иначе, содержание сообщения определяется самим коммуникационным средством. Этот тезис обратил внимание исследователей на то, что коммуникационное средство активно преобразовывает реальность, так как событие, освещаемое СМИ, становится новостью не само по себе, а в связи с переданными о нем сообщениями, характер которых и взаимодействие их с публикой целиком определяются коммуникационным средством, воспроизводящим это событие. Важно не то, что говорится, то, кто и где об этом говорит. Тот, кто владеет медиа, владеет инструментом по созданию реальности, а потому владеет миром.

Работа Николаса Лумана «Реальность массмедиа» посвящена вопросу места и роли массмедиа в современной общественной системе, и в этой работе автор показывает, что созданная массмедиа реальность, «массмедийная реальность», заменяет для людей подлинную, объективную реальность. Когда мы смотрим или читаем новостной репортаж, мы редко задумываемся, что никто не может объективно и полно осветить событие.

К основным характеристикам медиареальности относятся:

• искажение пространства и времени, благодаря которому у зрителя возникает ложное ощущение присутствия, а мир сжимается до масштабов "глобальной деревни", где все связано со всем;

• избирательность или мозаичность, фрагментарность, то есть невозможность описать объект или явление в его полноте;

• упрощение сложных явлений;

• архетипизация образов - использование понятных и узнаваемых зрителю образов - типичных врачей, чиновников, экспертов и др.;

• геймификация или игровизация - авторы медиатекстов привлекают наше внимание различными техниками, из-за чего небольшое событие превращается в шоу.

Как указывает У. Липпман, «без стандартизации, без стереотипов, без рутинных суждений, без совершенно безжалостного упрощения сложностей любой редактор вскоре умер бы от перевозбуждения».

Медиареальность, выступая коммуникативным медиумом в познании социального мира, является одним из механизмов формирования общественного мнения и социального управления. Она может выполнять как конструктивные функции информирования, создания общего коммуникативного контекста, так и играть деструктивную роль, создавая те или иные стереотипы событий, общественных групп, которые могут провоцировать опасные для общества социальные последствия.

Специфической формой образа в медиареальности является виртуальная личность - созданный пользователем виртуальный образ себя. Благодаря особым свойствам медиасреды пользователь может конструировать образ, как отвечающий реальности, так и несовпадающий с ней.

Медиум или средство сообщения (ТВ, радио, интернет, фото и др.) диктует реальности, какой ей быть, в силу особенностей функционирования самого медиума. Так распространение ТВ и интернета привело к преобладанию в современной культуре визуального контента и породило особый клиповый стиль мышления, за счет того, что зритель привык получать информацию нарезанную на маленькие удобные для восприятия кусочки.

Развитие фотоаппаратуры и распространение практики широкоформатной печати потребовало особой обработки фотографий, так как чем больше размер печати, тем больше недостатков на фото видно (своеобразный эффект Гулливера в стране лилипутов).

 

Вопрос для самопроверки

4. По мнению М. Маклюэна, …

А.   Средство коммуникации активно преобразовывает реальность

Б.    Средство коммуникации пассивно преобразовывает реальность

В.   Средство коммуникации никак не влияет на реальность

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: