Этимология слова "виртуальный" достаточно сложна. вольно любопытна. Различные варианты образованных с помощью корня "vrt" слов встречаются в санскрите, латыни, старославянском языке. Несмотря на определенные различия, во всех языках этот корень обозначает событие, порождаемое в данный момент чьей-то активностью. В современном английском языке слово virtual приобрело дополнительный смысловой оттенок: "но не существующее в действительности". Таким образом отмечается наличие некоторой проявляющейся время от времени реальности, отличной от физической.
Известно, что термин "виртуальная реальность" использовался еще в средневековой философии, схоластике, в частности, при обсуждении проблемы взаимоотношения потенциального и актуального. Еще в IV в. Василий Великий считал, что некая реальность способна генерировать иную, причем закономерности существования последней несводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. Виртуальное понималось как некоторая сила, способная содержать в себе будущие следствия, в которой потенциально заложен будущий способ действования, поведения объекта, его будущая актуальная реализация.
В XX веке понятие виртуальности вновь оказывается востребованным в культуре. Идея виртуальности является достаточно распространенной во многих областях знания. Например, в физике элементарных частиц вводится особый класс виртуальных частиц, существующих лишь в процессе взаимодействия; в эргономике используют понятие виртуального объекта; в теории управления (виртуальный офис, виртуальный менеджмент); в вычислительной технике, компьютерных технологиях о виртуальной памяти; в искусствоведении предлагается идея виртуального театра и т.д.
В философии можно выделить несколько вариантов определения виртуальной реальности.
В широком смысле виртуальная реальность есть любая реальность, выступающая как результат фантазии, воображения или логической реконструкции видимого мира. Таким образом художественное произведение, фотография, фильм и т.д. могут рассматриваться как виртуальная реальность.
В узком смысле виртуальная реальность может рассматриваться как интерактивная среда, технически конструируемая при помощи компьютерных средств. В таком значении термин «виртуальная реальность» был введен в научный обиход американским ученым Джароном Ланье, который в 1980-х годах возглавлял группу ученых, которые создали интерфейс подключения к виртуальному миру, благодаря чему к виртуальной реальности могли подключиться одновременно несколько человек. В своих исследованиях Д. Ланье придерживался мнения о технической природе такой реальности. Виртуальность, по определению Д. Ланье, есть «реальность визуальных образов», генерируемая исключительно компьютерной техникой.
Особенности виртуальной реальности:
• порожденность,
• актуальность,
• автономность,
• интерактивность;
• неспособность к саморазвитию.
Другими словами, виртуальная реальность порождена активностью порождающей реальности и существует, пока эта активность длится, но при этом свойства этой реальности и законы, по которым она существует, могут отличаться от порождающей реальности. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.
Приведем простой пример. Мику Хацунэ - японская виртуальная певица.
Она существует благодаря порождающей реальности (компании "Crypton Future Media" и используемым технологиям), без которой ее существование будет невозможно. Однако для миллионов поклонников она реальный персонаж, который проводит настоящие концерты, выступает на передачах, рекламирует товары. В нее влюбляются, ее боготворят и ненавидят, таким образом виртуальное становится частью реального.