Сделайте тезисный конспект лекционного материала, прикрепив его фото в комментариях

УД «Введение в профессию»

Тема занятия: «Самовоспитание и самообразование как основа самосовершенствования педагога»

 

 

Актуализация опорных знаний.

На прошлом занятии мы изучили тему: «Мотивы выбора педагогической профессии. Основы профессиональной ориентации на учительскую профессию»

Сжато (в 8-10 предложениях) перескажите материал лекции по данной теме, указав свои мотивы выбора педагогической профессии.

Введение в тему занятия. Постановка проблемы.

Решите следующие педагогические ситуации:

1. На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом   хохота.
Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.

Вопросы: -Правильно ли поступил учитель? Определите проблему. Предложите свои варианты решения возникшей проблемы.

 

2. Молодой педагог. Старшеклассники, недовольные качеством преподавания предмета, откровенно говорят об этом на уроках. Молодой педагог, вымотанная претензиями, находит выход: «Хорошо, - говорит она, - следующий урок вы проведёте сами. Выберите себе «дублирующего учителя», и посмотрим, что у вас получится». Удачен ли такой вариант и что в такой ситуации лучше предложить?

 

Вопросы: -Правильно ли поступил молодой педагог? Определите проблему.  Предложите свои варианты решения возникшей проблемы.

 


В соответствии с темой и выявленной проблемой сформулируйте цель занятия.

 

Пункты 1 и 2 с соответствующими заданиями выполняем в документе Word и отправляем на мою почту shevelevaanzhelika@yandex.ru до 11.15

 

Изучение нового материала.

Сделайте тезисный конспект лекционного материала, прикрепив его фото в комментариях.

Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической деятельности требует от учителя постоянного развития. Профессия учителя – одна из тех, которая заставляет человека все время расти, изменяться в соответствии с новыми социальными требованиями, в соответствии с новыми запросами общества, учеников, каждое следующее поколение которых привносит новые ценности, традиции, нормы общения. Учитель не может позволить себе "остановиться" на том этапе развития и образования, которое он получил в процессе профессиональной подготовки. Профессиональное образование – это лишь важная и значимая основа, платформа для дальнейшего профессионального становления и роста педагога.

Давно известно, что профессия способна не только развивать личность, но и деформировать ее, приводить к различным негативным изменениям. Особенно остро эта проблема стоит в профессиях типа "человек – человек", где наиболее часто наблюдаются такие явления, как эмоциональное выгорание, профессиональные деформации и т.д.

Таким образом, чтобы достичь вершин педагогической деятельности, не потерять к ней интерес, ощущать внутреннее удовлетворение от выполняемой работы, учитель должен постоянно работать над собой. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Одной их важнейших характеристик субъекта является «направленность на реализацию «само...» – самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения и др.».

Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности.

Работа над собой начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо затрудняют ее.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе всей деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель – значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Субъективная постановка определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на будущее. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного (внешнего), так и субъективного (внутреннего) характера.

К внешним факторам, влияющим па процесс самовоспитания, относят:

– положение учителя в обществе (позитивное или негативное отношение к учителю);

– педагогический коллектив (психологический климат, сплоченность, отношения внутри коллектива и т.д.);

– стиль руководства школой (создание для учителя ситуации успеха, поддержка его начинаний и т.д.);

– фактор свободного времени (наличие времени для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы).

К внутренним факторам, влияющим на процесс самовоспитания, можно отнести личные источники активности учителя:

– самооценка;

– убеждения;

– чувство долга, ответственности.

Процесс самовоспитания должен носить не фрагментарный, а постоянный, непрерывный характер. Он должен быть направлен на адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, на постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально- нравственных и других свойств личности.

К основным формам и методам самовоспитания относят: самоанализ, самокритику, самооценку, самовнушение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др.

В качестве одного из способов формирования самооценки учителя называют соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя – условие эффективности его самовоспитания. Однако данный идеал не должен превратиться в сухой шаблон, стереотип, лишенный способности изменяться в соответствии с новыми требованиями жизни. При этом любое сравнение должно быть глубоко осознанным, личностно осмысленным, иначе оно может привести к формированию неадекватной самооценки.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако он всегда должен начинаться с самопознания. Чтобы работать над собой, надо четко осознавать свои достоинства и недостатки, свои трудности и достижения. Пути и способы самопознания весьма разнообразны. Например, один из них – самодиагностика с использованием психологических тестов, позволяющих выявить мотивы педагогической деятельности, педагогическую направленность, способности и качества, необходимые для осуществления педагогической деятельности. При анализе результатов самодиагностики важно осознавать, что все те требования, которые предъявляет педагогическая деятельность к учителю и которые отражены в качественных характеристиках личности педагога, практически не могут присутствовать в равной степени выраженности у одного конкретного человека (любить детей, быть терпимым, внимательным, наблюдательным, общительным и т.д., и т.п.). Именно поэтому важно знать свои сильные стороны, за счет которых могут быть компенсированы другие способности и качества (недостаточно выраженные), а также разработана индивидуальная программа их развития.

Средства и способы самовоспитания бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.

Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

Сегодня существует множество разработанных программ психолого-педагогического тренинга для учителей (тренинги личностного и профессионального роста, тренинги профессионально-педагогического общения, тренинги педагогического творчества и т.д.). Начинающий учитель по данным программам может либо работать в группе под руководством психолога, либо использовать как основу для разработки индивидуальной программы самовоспитания и саморазвития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: