Понятие "эстетика" было введено Александром Баумгартеном (философ эпохи Просвещения).
Баумгартен выделял три духовные сферы человеческого мира:
· разум,
· волю,
· чувство.
Разум и воля - объекты исследования логики и этики.
Чувство же досталось эстетике.
Чувственное восприятие сводилось Баумгартеном к характеристике двух явлений:
· прекрасного,
· искусства как проявления прекрасного - основной категории эстетики.
Именно поэтому исторически сложилось так, что большой частью предмета эстетики является восприятие искусства.
Выделяются следующие виды чувств:
1. Нравственные (моральные) чувства основаны на нравственной оценке человеком своих и чужих поступков и действий в соответствии с усвоенными моральными нормами и правилами (добро, справедливость, долг).
2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс познания и творчества. Удивление и любопытство, любознательность и радость открытия, сомнения — все это свидетельство взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Яркий хрестоматийный пример из жизни Архимеда, выскочившего из ванной на улицу с криком «эврика!», иллюстрирует эмоциональную «окраску» творческих и исследовательских видов деятельности.
|
|
3. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, в жизни людей. Они обогащают личность, придают ей индивидуальное своеобразие.
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении.
О том, что человек испытывает то или иное эмоциональное состояние мы узнаем по выражению его мимики (движение мышц лица) и пантомимики (движение мышц тела). Наиболее ярко эмоциональное состояние человека отражается на его лице, так как мышцы лица очень подвижны и могут передавать самые разнообразные чувства в зависимости от внутреннего состояния человека.
Например, страх выражается в расширение зрачков, в дрожи, бледности; для ужаса характерны широко раскрытые глаза, бледность кожи, дрожащий голос. В состоянии скуки человек кажется усталым, ему нечем заняться, при этом его глаза не блестят, он часто зевает. Радость проявляется в блеске глаз, в покраснении лица. Ведь именно радость мы чаще всего связываем с успехами, со сбывшимися надеждами. С нашими чувствами также тесно связано выражение рта; если уголки губ опущены вниз, губы сжаты — это верный признак обиды.
Выразительность движений также играет важную коммуникативную роль, помогает общению между людьми и обеспечивает эмоциональный контакт между ними. Как правило, эмоциональные реакции человека, его состояние сопровождаются определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, частота пульса и дыхания, а также изменяется деятельность сердца; усиливается работа слезных и потовых желез и т.п.
|
|
Полагаю, эстетика это наука о красоте.
Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
Соотношение этих разделов Эстетики менялось на протяжении её истории и понимается неодинаково — от попыток сведения Эстетики к "философии прекрасного" до её трактовки как "философии искусства";
не раз предлагалось расчленить Эстетику на несколько самостоятельных научных дисциплин:
- на теорию эстетических ценностей,
- теорию эстетического восприятия,
- общую теорию искусства,
однако опыт показывал, что эстетические ценности реального мира и художественное его освоение связаны столь тесно, что разорвать их изучение практически невозможно.
Это нередко порождало другую крайность — отождествление художественной деятельности и эстетической активности человека, взаимоотношение между которыми в действительности достаточно сложно.
Т. о., оба основных раздела Э ., будучи органически взаимосвязаны, обладают относительной самостоятельностью.
В первом из них рассматриваются такие вопросы, как
· природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений;
· закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих в множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. п.);
· диалектическая связь эстетической ценности и эстетической оценки, эстетического восприятия и эстетически ориентированной практики;
· значение эстетической активности человека в социальной и индивидуальной жизни, в разных областях культуры;
· взаимосвязь эстетического и художественного в разных сферах их проявления — в практической деятельности и в созерцании, в воспитании и образовании людей.
Второй раздел Э. как науки, посвященный специальному анализу художественной деятельности, включает
· изучение её возникновения в филогенезе и онтогенезе;
· её структурного и функционального своеобразия в ряду других форм человеческой деятельности, её места в культуре; связи процесса художественного творчества, структуры воплощающих его произведений искусства и характера их восприятия человеком;
· законов, порождающих разнообразие конкретных форм художественной деятельности (видов, родов, жанров искусства) и её исторических модификаций (направлений, стилей, методов);
· особенностей современного этапа художественного развития общества и исторических перспектив развития искусства.
Вместе с тем эстетика никогда не ограничивалась одним только изучением закономерностей эстетического и художественного освоения человеком мира, но так или иначе направляла это освоение, вырабатывая определённые критерии эстетической оценки и программы художественной деятельности. Этот момент нормативности имел то больший, то меньший удельный вес в эстетика однако так или иначе научно-познавательные функции эстетика всегда переплетаются с её ценностно-ориентирующими, идеологическими функциями.
Длительный исторический процесс становления и развития эстетической мысли направлялся рядом обусловливавших его факторов: идеологическими и социально-психологическими позициями различных классов и общественных групп, которые эстетика выражает и теоретически обосновывает; особенностями изменяющегося предмета изучения — эстетической культуры и художественной практики; характером философских учений, из которых вырастали или на которые опирались эстетические теории; позициями смежных наук (искусствоведения и литературоведения, психологии, социологии и др.).
|
|
Категории эстетики:
· прекрасное – это категория эстетика, которая характеризует с позиции совершенства предметы и явления действительности, результаты деятельности, вызывающие у человека эстетическое наслаждение. Обозначает высшую степень красоты.
· Красивое – эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов, явлений.
· Изящное – является разновидностью прекрасного и характеризует красоту очертаний предметов, отточенность формы, элегантность внешнего вида,, грациозность движений.
· Безобразное
· Возвышенное – низменное
· Трагическое – комическое.
Сферы эстетической культуры:
1. Искусство, цель – формирование и развитие способностей человека творчески преобразовать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
2. Дизайн (проект, чертеж) – соразмерность предмета человеку, цвета, звука, освещения, комфорт при его использовании, простота обслуживания и др эргономические характеристики и эстетика быта, область которой многогранна (от внешнего облика человека, культуры одежды и поведения, отношение к вещам, жилищу.
В эстетике проявляется интуитивное и рациональное, взаимодействие различных художественных культур, образа и стиля жизни, традиций и новаций национального колорита и моды.
Мода – это периодически возникающее и повторяющее частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием экономических, социально-психологических, культурологических, нравственных и эстетических факторов.
Мода – временное господство определенного стиля какой-либо сфере жизни или культуры…понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность.