Отношения: медсестра – пациент

Современная реформа сестринского дела рассматривает медсестру как коллегу врача, т.е. представителям самостоятельной профессии, владеющими навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции.

Вспомним еще раз слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл,

сказанные ею почти 100 лет назад; «Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными».

  Каждый из нас хотя бы раз находился в больнице или обращался в

поликлинику, и впечатление о лечебном учреждении зависело не только от того, какое лечение было проведено, но и от того, как нас встретили врач и медсестра. В условиях лечебного учреждения первый с контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медсестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения с обеих сторон, чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений.

  Все в медсестре должно располагать к себе пациента, начиная с ее

внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица).

Совершенно неприемлемо обращение «больной», как будто пациент потерял право на имя и отчество. Чтобы между  медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент с должен чувствовать, что вы хотите ему помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, стационаре, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.

  При всем этом медсестра постоянно должна помнить, что партнерские

отношения с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Она сочувствует больному, между ними

устанавливается ток называемая эмпатия, т. е. медсестра способна познать

суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят конфиденциальный характер.

  Зная особенности переживаний больного, его личности, медсестра

тактично объясняет пациенту не только его права, но и обязанности,

рассказывает в доступной для больного форме о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении.

  Отказ пациента от того или иного вида обследования или лечения не

должен вызывать к нему негативного отношения со стороны медицинского персонала.

  Обязанность медсестры — быть  честной и правдивой по отношению к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут

выходить за рамки, обозначенные лечащим врачом. Это относится и к беседам медсестры с родственниками пациентов.

  Взгляды врача и медсестры на какие-то особенности ухода за больным

могут не совпасть. Тогда нужно очень тактично обсудить спорные вопросы с врачом, и, если согласие будет достигнуто, это облегчит работу.

Обговаривать же такие ситуации с другими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству не стоит — это может привести к взаимным обидам, нежелательной обстановке в коллективе. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе. Способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаруженные самостоятельно или коллегами.

  Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства

медсестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Кстати, и ее жизненный уровень должен соответствовать статусу ее профессии. Медицинских работников и медсестер, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.

Особо следует сказать о так называемой врачебной (или шире — вообще медицинской) тайне. Это вопрос этики медицинского работника. Благодаря особенностям работы медиков больной открывает им глубочайшие свои переживания, делится такими сведениями о своих семейных и других делах, которые он не сообщает никому другому. Могут быть сведения и такого характера, которые больной доверяет лишь врачу или медицинской сестре. Если доверенные больным сведения не являются общественно вредными, не следует их кому-либо сообщать.

К этическим вопросам относится и собственная репутация среднего медицинского работника. Эта репутация должна быть безупречной. Медицинский работник не может, например, эффективно принимать участие в лечении страдающих алкоголизмом, если известно, что он пьет; если фельдшер или медицинская сестра курят в присутствии больного, они не смогут убедить его в том, что курить вредно. Наконец, медицинский работник должен оставаться на высоте и в сексуальном отношении. Иногда в процессе собирания анамнеза, а также во время проведения индивидуальных психотерапевтических бесед приходится касаться различных проблем полового характера. Медицинские работники, особенно работающие в области урологии, сексологии, гинекологии и венерологии, также соприкасаются с этими проблемами. В связи с этим особенно необходим чуткий и тактичный подход к больным; поведение всех медицинских работников в этих ситуациях должно быть безупречным.

 Ответы, на ниже стоящие вопросы, помогут Вам

структурировать учебный материал и закрепить основные понятия темы.

Задание. Письменно ответьте на следующие вопросы.

 

вопрос ответ
  1. Что такое медицинская деонтология?     2. Что такое медицинская этика?     3. Назовите четыре универсальных этических принципа в сестринском деле и здравоохранении   4. Дайте краткую характеристику каждому из них.     5. Что для Вас означает понятие «идеальная медсестра»? Перечислите присущие ей качества по мере их важности и обоснуйте.   6. Назовите основные этико-деонтологические цели/задачи.     7. Что такое «Этический кодекс медсестры России»?   8. Какие функции выполняет «Этический кодекс медсестры России»?     9. Назовите модели взаимоотношений медицинского работника и пациента, дайте им характеристику.   10.  Какая из моделей на Ваш взгляд является оптимальной? Ответ обоснуйте.       …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. ………………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………. ………………………………………… …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. ………………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. ………………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….

 

                      

 

 

Тестовые задания

Задание: выберите единственно правильный ответ.

1. Основные деонтологические принципы впервые сформулировал:

                 а) Н. П. Павлов;

          б) Гиппократ;        

           в) Авиценна (Абу – Али ибн Сина);  

           г) Флоренс Нантингейл.

 

2. Отказаться от медицинских вмешательств пациент:

              а) имеет право;

         б) не имеет право.

 

3.  Наука, изучающая профессиональные отношения людей,это

         а) этика;

        б) деонтология;

         в) биоэтика;

         г) философия.

 

4.  Основные положения медицин​ской этики в древности заложил

       а)​ Гиппократ;

       б)​ Авиценна;

       в)​ Перикл;

       г)​ Асклепий.

 

5. ​ Одна из проблем биоэтики — это

       а)​ милосердие;

       б)​ гуманизм;

       в)​ эвтаназия;

       г)​ эмпатия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: