Современная реформа сестринского дела рассматривает медсестру как коллегу врача, т.е. представителям самостоятельной профессии, владеющими навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции.
Вспомним еще раз слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл,
сказанные ею почти 100 лет назад; «Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными».
Каждый из нас хотя бы раз находился в больнице или обращался в
поликлинику, и впечатление о лечебном учреждении зависело не только от того, какое лечение было проведено, но и от того, как нас встретили врач и медсестра. В условиях лечебного учреждения первый с контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медсестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения с обеих сторон, чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений.
|
|
Все в медсестре должно располагать к себе пациента, начиная с ее
внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица).
Совершенно неприемлемо обращение «больной», как будто пациент потерял право на имя и отчество. Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент с должен чувствовать, что вы хотите ему помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, стационаре, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.
При всем этом медсестра постоянно должна помнить, что партнерские
отношения с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Она сочувствует больному, между ними
устанавливается ток называемая эмпатия, т. е. медсестра способна познать
суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят конфиденциальный характер.
Зная особенности переживаний больного, его личности, медсестра
тактично объясняет пациенту не только его права, но и обязанности,
рассказывает в доступной для больного форме о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении.
|
|
Отказ пациента от того или иного вида обследования или лечения не
должен вызывать к нему негативного отношения со стороны медицинского персонала.
Обязанность медсестры — быть честной и правдивой по отношению к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут
выходить за рамки, обозначенные лечащим врачом. Это относится и к беседам медсестры с родственниками пациентов.
Взгляды врача и медсестры на какие-то особенности ухода за больным
могут не совпасть. Тогда нужно очень тактично обсудить спорные вопросы с врачом, и, если согласие будет достигнуто, это облегчит работу.
Обговаривать же такие ситуации с другими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству не стоит — это может привести к взаимным обидам, нежелательной обстановке в коллективе. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе. Способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаруженные самостоятельно или коллегами.
Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства
медсестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Кстати, и ее жизненный уровень должен соответствовать статусу ее профессии. Медицинских работников и медсестер, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.
Особо следует сказать о так называемой врачебной (или шире — вообще медицинской) тайне. Это вопрос этики медицинского работника. Благодаря особенностям работы медиков больной открывает им глубочайшие свои переживания, делится такими сведениями о своих семейных и других делах, которые он не сообщает никому другому. Могут быть сведения и такого характера, которые больной доверяет лишь врачу или медицинской сестре. Если доверенные больным сведения не являются общественно вредными, не следует их кому-либо сообщать.
К этическим вопросам относится и собственная репутация среднего медицинского работника. Эта репутация должна быть безупречной. Медицинский работник не может, например, эффективно принимать участие в лечении страдающих алкоголизмом, если известно, что он пьет; если фельдшер или медицинская сестра курят в присутствии больного, они не смогут убедить его в том, что курить вредно. Наконец, медицинский работник должен оставаться на высоте и в сексуальном отношении. Иногда в процессе собирания анамнеза, а также во время проведения индивидуальных психотерапевтических бесед приходится касаться различных проблем полового характера. Медицинские работники, особенно работающие в области урологии, сексологии, гинекологии и венерологии, также соприкасаются с этими проблемами. В связи с этим особенно необходим чуткий и тактичный подход к больным; поведение всех медицинских работников в этих ситуациях должно быть безупречным.
Ответы, на ниже стоящие вопросы, помогут Вам
структурировать учебный материал и закрепить основные понятия темы.
Задание. Письменно ответьте на следующие вопросы.
вопрос | ответ |
1. Что такое медицинская деонтология? 2. Что такое медицинская этика? 3. Назовите четыре универсальных этических принципа в сестринском деле и здравоохранении 4. Дайте краткую характеристику каждому из них. 5. Что для Вас означает понятие «идеальная медсестра»? Перечислите присущие ей качества по мере их важности и обоснуйте. 6. Назовите основные этико-деонтологические цели/задачи. 7. Что такое «Этический кодекс медсестры России»? 8. Какие функции выполняет «Этический кодекс медсестры России»? 9. Назовите модели взаимоотношений медицинского работника и пациента, дайте им характеристику. 10. Какая из моделей на Ваш взгляд является оптимальной? Ответ обоснуйте. | …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. ………………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………. ………………………………………… …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. ………………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. …………………………………………….. ……………………………………………. ……………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………. ………………………………………………… …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………….. ……………………………………………….. ………………………………………………. ………………………………………………. ……………………………………………. …………………………………………….. ……………………………………………. |
|
|
|
|
Тестовые задания
Задание: выберите единственно правильный ответ.
1. Основные деонтологические принципы впервые сформулировал:
а) Н. П. Павлов;
б) Гиппократ;
в) Авиценна (Абу – Али ибн Сина);
г) Флоренс Нантингейл.
2. Отказаться от медицинских вмешательств пациент:
а) имеет право;
б) не имеет право.
3. Наука, изучающая профессиональные отношения людей, — это
а) этика;
б) деонтология;
в) биоэтика;
г) философия.
4. Основные положения медицинской этики в древности заложил
а) Гиппократ;
б) Авиценна;
в) Перикл;
г) Асклепий.
5. Одна из проблем биоэтики — это
а) милосердие;
б) гуманизм;
в) эвтаназия;
г) эмпатия.