Способы разрешения конфликта

· Компромисс

· Переговоры

· Посредничество

· Применение силы

· Арбитраж

·

1. Соперничество (“Акула”)

— это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает силь­ной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперни­чество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегод­ня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

2. Сотрудничество (“Сова”)

  — это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомен­дуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу спра­ведливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что мож­но сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.

Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает уме­ние (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта ра­боты и вырабатываются навыки слушания.

3. Компромисс (“Лиса”)

— это урегулирование разногласий через взаим­ные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе сторо­ны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное реше­ние, если на выработку другого нет времени.

4. Избегание (“Черепаха”)

— это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную страте­гию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позво­ляет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

5. Приспособление (“Плюшевый медведь”)

-  представляет собой тенденцию к сглажива­нию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а пережива­ния — сильнее, то эта стратегия является единственной для раз­решения конфликта.

 

Стратегия приспособления может применяться, если:

• вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;

• вы осознаете, что правда на вашей стороне;

• вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;

• вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с парт­нером, чем отстаивать собственную позицию.

 

Понятно, что ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая обстоятель­ства и ситуацию.

 

Стратегии взаимодействия

     А) Действия, ориентированные на конфликт:

1. Возражать

    “Этого я еще не слышал”, “Это вы видите в искаженном свете”, “Здесь  

      вы меня неправильно поняли”

2. Поучать

“Вы должны еще раз тщательно просмотреть документы”, “Вы должны меня лучше слушать”, “Итак, теперь вы меня внимательно послушайте”           

3. Оправдывать

         “Это, по-видимому, было так”, “Этого мне никто не сказал”

4. “Я”-обращение

    “Я не понимаю, почему вы этому пункту придаете такое большое

      значение. Я хотел

      бы, чтобы мы перешли к следующему вопросу”, “Мне нравится ход

      переговоров, которые мы до сих пор вели”

5. Утверждать, настаивать

         “По-другому это нельзя сделать”, “Я на это смотрю так…”

6. Провоцировать, игнорировать, иронизировать

    “Ваше предложение показывает, что вы теоретик. К сожалению, на       

     практике это все выглядит по-другому”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: