Что входит в понятие «сфера услуг»?
Сфера услуг (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.
“Service“– в переводе с английского включает такие определения как «служба, услуга, обслуживание, обслуживать, эксплуатация» и др., смысл которых может быть различным. Поэтому в определении понятия «услуга» в отечественной литературе допущены различные толкования, заключающиеся в том, что понятие «услуга» переводят и как виды деятельности, и как саму деятельность, т.е. оказание услуги, обслуживание. Ряд авторов трактуют сервис в контексте дополнительного обслуживания, являющегося некоей «обвязкой» основной услуги.
Вместе с тем, сервис - процесс предоставления услуги, т.е. деятельность поставщика услуг, необходимая для обеспечения услуги. Учитывая всё вышесказанное в современной терминологии можно дать следующее определение: сервис – это системный набор сложно организованных и взаимоувязанных действий, направленных на предоставление услуг в системе согласованных условий.
|
|
Дайте определения понятиям «услуга» и «сервис».
Услуга - результат взаимодействия поставщика и заказчика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности заказчика.
Сервис – это системный набор сложно организованных и взаимоувязанных действий, направленных на предоставление услуг в системе согласованных условий.
Поясните понятия «обслуживание» и «услуга».
Услуга - результат взаимодействия поставщика и заказчика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности заказчика.
Обслуживание - это совокупность видов деятельности, обеспечивающих туристам различные удобства при покупке и потреблении услуг и товаров во время путешествия и пребывания вне постоянного места жительства.
Перечислите функции сферы услуг.
Экономические: обслуживание процесса производства материальных благ; воспроизводство рабочей силы; создание дополнительных материальных благ.
Социальные: удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания; снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания; рациональное использование высвобождающегося свободного времени с помощью услуг культурно-зрелищных учреждений; обеспечение безопасности и нормального функционирования государства, охране общественного порядка.
Определите роль сферы услуг в общественном разделении труда.
Фактор расширения сферы услуг является рост общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса и на этой основе повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности
|
|
С ростом общественного разделения труда изменяется соотношение рабочего и свободного времени, соотношение трудовой и досуговой деятельности. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение объема свободного времени работающих и расширение спроса на различного рода услуги. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода у работающего населения расширяется свобода выбора досуговой деятельности и разнообразными становятся формы использования свободного времени — занятие спортом, участие в культурных, оздоровительных мероприятиях, путешествия, туризм, занятие любительским делом (хобби) и т. д.
Классификации сферы услуг в соответствии с функциональной направленностью.
· услуги, ориентированные на производство;
· услуги, ориентированные на общество;
· услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;
· услуги личного характера
Классификация сервисных процессов с процессной (операционной) точки зрения.
· услуги, направленные на человека;
· услуги, направленные на физические объекты, находящиеся в собственности человека;
· услуги, направленные на сознание человека;
· услуги, направленные на нематериальные актив.
Что такое Общероссийские классификаторы услуг населению? Что понимается под отраслевой классификации услуг?
В России имеется и «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН), введенный с 1 января 1994 года.
Общероссийский классификатор услуг населению является структурным элементом единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).
В общепринятом смысле классификация - это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Выявление признаков классификации основывается на качественных, стоимостных характеристиках генеральной совокупности объектов.
К сфере услуг (отраслевой подход) принято относить:
· торговлю (оптовую и розничную);
· услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, рестораны и т. д.);
· транспорт;
· связь и информационное обслуживание;.
· услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
· кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;
· образование, культуру и искусство;
· науку и научное обслуживание;
· здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;
· услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);
· услуги личного характера (непроизводственные, бытовые услуги, парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.);
· услуги государственного управления.
Такая отраслевая классификация сферы услуг действует во многих странах, в том числе и в России.
Какова структура кодового обозначения объекта классификации по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)?
01 - бытовые услуги;
02 - транспортные услуги;
03 - услуги связи;
04 - жилищно-коммунальные услуги;
05 - услуги учреждений культуры;
06 - туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов;
07 - услуги физической культуры и спорта;
08 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;
09 - услуги правового характера;
10 - услуги банков;
11 - услуги в системе образования;
12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
80 - прочие услуги населению.