Слова с буквами е, ё, ю, я

Вспомни! Буквы е, ё, ю, я – хитрые, не всегда помогают смягчить согласный, так как иногда могут обозначать два звука: В начале слова: ель [й’ э л’] После гласных: моего [м а й’э в о] После ь и ъ: семья, подъезд [с’ и м’ й’ а]   Запомни! Буква Я – звук [а] или звуки [й’][а]              Буква Е – звук [э] или звук [и] (река),  или звуки [й’][э]              Буква Ё – звук [о] или звуки [й’][о]              Буква Ю – звук [у] или звуки [й’][у]

32. Приведи примеры слов (по 2-3 слова), когда буквы е, ё, ю, я:

а) Обозначают 2 звука в начале слова: ________________________________

б) Обозначают 2 звука после гласного: ________________________________

в) Обозначают 2 звука после ь и ъ: ____________________________________

 

33. Допиши:

В слове якорь буква Я обозначает ____________ звука: [ ], [ ].

В слове подъезд буква Е обозначает ____________ звука: [ ], [ ].

В слове мёд буква Ё обозначает ____________ звук: [ ].

В слове Юра буква Ю обозначает ____________ звука: [ ], [ ].

 

34. Напиши сначала слова, в которых буква я обозначает мягкость согласного, затем остальные слова.

Якорь, коляска, язык, утята, солянка, январь, мякоть, ягоды, поляна, яблоко, цыплята, гулял, яма, Яков, мяч, рябина.

*Данное задание выполни в тетради

 

*Игра

Ведущий произносит слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю, Я. Если гласный обозначает 2 звука, то дети подымают вверх две руки, а если 1 звук, то правую руку.

 

Слоги

Вспомни! СЛОВА ДЕЛЯТСЯ НА СЛОГИ СЛОГИ – это части слова, на которые оно делится при произношении: ве-тер, по-го-да. · Слог может состоять из одного гласного звука: и – зюм, о –тец, у –лей. Как определить, сколько в слове слогов? Сколько в слове гласных, столько и слогов. Можно по хлопкам.

35. Запиши слова. Укажи количество букв, звуков и слогов в этих словах.

Образец: заяц – 4 б.,5 зв., 2 сл.

Апрель, объяснение, фантазия, пирамида, досочка, декабрь, мороз, строю.

*Данное задание выполни в тетради

 

36. Спиши слова, разделяя их чёрточкой на слоги.

Машина, машинист, поехали, мои, склад, Илюша, Елена, овощи, сыр, карандаш, отец, орёл, крыжовник, оркестр.

*Данное задание выполни в тетради

37. Добавь слоги –ка или – ра, -ник, -ю, чтобы получились слова. Запиши слова, разделяя их чёрточкой на слоги.

*Данное задание выполни в тетради

38. Составь из слогов слова

конь                роз    

мед                  ки

 мо                    то

 паль                ведь

______________________________________________________

39. Выполни тест:

1). Отметь «+» слова, в которых букв больше, чем звуков: а) пирог;                                     в) пьёт; б) серьги;                                    г) дорога.  

2). Отметь «+» слова, в которых все согласные мягкие:

а) осень;                                      в) шило;

б) силач;                                    г) печь.

 

3). Отметь «+» слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

а) Юля;                                      г) песня;

б) моет;                                      д) поляна;

в) друзья;                                 е) объём.

 

4) Отметь «+» слова, в которых ударение падает на второй слог?

а) торты;                                    г) столяр;

б) щавель;                                 д) красивее.

в) краны;

Транскрипция

40. Придумай и запиши слова, в которых есть эти звуки. Пиши, диктуя себе по слогам.

41. Запиши слова буквами.

____________________________________________________________

Вспомни! Порядок звуко – буквенного разбора. 1. Запиши слово, поставь ударение, раздели слово на слоги. Напиши рядом транскрипцию слова и укажи количество слогов. Зверьки – [з в' и р 'к’ и] – 2 слога. 2. Запиши буквы в столбик и рядом укажи звук, который обозначает та или другая буква: з [з] - в [в'] - е [и] - р [р'] - ь [ - ] к  [к'] - и [и] –   3. Вспомни, что гласные могут быть ударными и безударными. зверьки е  [и] - гл., безуд. и  [и] - гл., ударн.   4. Вспомни, что согласные могут быть твёрдыми и мягкими з - [з] – согл., тв.   5. Вспомни, что согласные могут быть парными и непарными по твёрдости – мягкости. Например в слове зверьки [з] – твёрдый, а в слове зелень [з’] – мягкий. Значит звук [з] по твёрдости–мягкости – парный. з - [з] – согл., тв., парн.   6.  Вспомни, что согласные могут быть звонкими или глухими з - [з] – согл., тв., парн., зв.   7. Согласные могут быть парными или непарными по звонкости –глухости: б-п, в – ф и т.д. з - [з] – согл., тв., парн., зв., парн. [с] Если звук, например [р'] – согл., мягк., парн., зв., непарн. в скобках указываем, что он сонорный   8. В конце указываем количество букв и количество звуков.

42. Выполни звуко-буквенный разбор слов: яма, гриб, погода.

Образец: Зверьки – [з в' и р 'к’ и] – 2 слога.

з [з] – согл., тв., парн., зв., парн. [с]

в [в'] - согл., мягк., парн., зв. парн. [ф]

е [и] - гласн., безуд.

р [р'] - согл., мягк., парн., зв. непарн (сонорн.)

ь [ - ]

к [к'] - согл., мягк., парн., глух. парн.[г]

и [и] - гл., ударн.

7 б., 6 зв.

*Данное задание выполни в тетради

Перенос слов

Вспомни!Слова переносятся с одной строчки на другую по слогам. · Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку: уче-ник, иг-раю. · Нельзя переносить слова из одного слога: мост, друг. · Нельзя переносить слог из одной буквы: улей, идём. · Буква й при переносе не отделяется от буквы гласного звука: строй-ка.

 

43. Выпиши сначала слова, которые нельзя переносить, потом спиши остальные слова, разделяя их чёрточками для переноса.

Мороз, ягоды, заяц, осёл, птицы, язык, уроки, учитель, учебник, трактор, карандаш, тетрадь, рисую, Олег, улей, улица, урок.

_______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

44. Задания из ВПР

 

45.  !!!Тебе понадобится помощь взрослых. Запиши текст под диктовку.

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд покрыл речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью гигантский сугроб. Там спит медведь.

 

Раздели слова на слоги и для переноса слова:   хлопья, упали, иней.

*Данное задание выполни в тетради

 

Вывод, выполнив 45 заданий по русскому языку, я повторил(а) _______________________________________________________________

 

 

Эти знания мне пригодятся _________________________________________

 

_______________________________________________________________.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: