Ь – показатель мягкости. Разделительные ъ и ь

Задания на систематизацию изученного во 2 классе

 

Рекомендации по выполнению заданий:

· Писать аккуратно, разборчивым почерком (в противном случае работу нужно будет переписывать заново).

· При некачественном выполнении заданий обучающийся будет их переделывать.

· Завести дополнительные тетради: 1 в линеечку, 1 в клеточку для выполнения упражнений по систематизации изученного.

· Обратить внимание на то, что некоторые задания можно выполнять на листах с заданиями (у кого есть возможность их распечатать), а какие- то - необходимо выполнить в тетрадях по систематизации знаний. Кто не может распечатать – все задания должны выполнить в тетрадях по систематизации знаний.

· До конца 2 класса необходимо все задания выполнить и сдать.

· Когда начнётся процесс обучения, можно будет оставаться и выполнять задания на 6-ом уроке.

 

Как заниматься:

15 минут заниматься  русским языком (часть 1);

15 минут - математикой (часть 2);

5-10 минут (часть 3)– задания на концентрацию внимания, на логику, на развитие орфографической зоркости.

Таким образом, в день на занятия у ребёнка будет уходить около 40 минут.

Желательно каждый день читать + орфографическое чтение (читать так, как написано)

 

Основные правила, которые необходимы для выполнения заданий

По русскому языку

Правила списывания:

1. Прочитай предложение. Пойми, о чём говорится в предложении. 

2. Повтори предложение (часть предложения), проверь, помнишь ль ты его.

3. Прочитай все слова в предложении так, как они написаны (орфографически) 2-3 раза.

4. Пиши, диктуя себе орфографически.

5. Проверь себя. Читай написанное, сверяй с печатным текстом.

 

Помни, что речь (текст) – предложения – слова – слоги – буквы/звуки.

Основные правила, которые необходимы для выполнения заданий

По математике

 

ПАМЯТКА (алгоритм) «КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.

2. Выдели условие и вопрос.

3. Запиши краткую запись или выполни чертёж.

4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом?

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и запиши ответ задачи.


Примерный план ответа-рассуждения ребенка при решении задачи:

Анализ задачи.

1. Известно, что … (расскажи условие задачи)

2. Надо узнать… (повтори вопрос)

3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …

4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…

5. Поэтому в первом действии мы узнаем …

6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … (какое действие выполняем)


Часть 1 - русский язык

Допиши

Текст состоит из ___________________________.

Предложения состоят из _________________________.

Слова состоят из ________________________________.

Слоги состоят из _________________________________.

Начнём повторять звуки, потом повторим слоги, потом слова, потом предложения и текст.

Звуки и буквы. Русский алфавит.

1. Чем буквы отличаются от звуков?

Буквы мы видим, пишем, ____________________________________________

__________________________________________________________________

2. Выпиши слово, в котором звуков больше, чем букв.

Алым пламенем догорала вечерняя заря. ________________________

3. Ответь на вопросы:

а) Сколько букв в русском алфавите? _____________________

б) Сколько гласных букв в русском алфавите? ______________

в) Сколько гласных звуков в русском алфавите? ______________

г) Сколько согласных букв в русском алфавите? ______________

д) Сколько согласных звуков в русском алфавите? ______________

 

 

4. Запиши строчные буквы по алфавиту в две группы: в первую - буквы, которые обозначают гласные звуки, во вторую - буквы, которые обозначают согласные звуки.

   
   

Какие буквы не попали ни в один столбик? _________

 

5. Напиши названия городов в алфавитном порядке.

*Данное задание выполни в тетради

Гласные. Ударение.

Вспомни! Гласные могут быть ударными (под ударением) и безударными. В слове может быть только одно ударение. Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога (кот) или если в слове есть буква «ё» (ковёр).   Помни, что от ударения зависит смысл слова: зАмок, замОк

 

6. Посчитай и напиши количество гласных букв в следующих словах:

Образец: капуста – 3 гл.

Россия –

Учебник –

Ученик –

Столица –

7. Ответь на вопросы:

а) Какие бывают гласные? Ударные и ________________________.

б) Нужно ли в слове водоём ставить знак ударения и почему?

_________________________________________________________

в) Нужно ли в слове дом ставить знак ударения и почему?

 ________________________________________________________

 

8. Прочитай слова.

Девочка, молоко, белоголовый, дорога, учитель, воробей, газета, яблоко, огурец, комната, корова, урожай, овощи, велосипед, сорока.

Запиши слова в три столбика: в первый – с ударением на первом слоге, во второй – с ударением на втором, в третий – с ударением на третьем слоге. Какие слова ты не выпишешь?

*Данное задание выполни в тетради

 

9. Прочитай предложения. В чём различие выделенных слов в каждой паре предложений?

1) Это картина мне дорога. Лесная дорога привела нас к деревне.

2) На улице весенняя капель. Несколько капель лекарства упало на подушку.

 

Выпиши выделенные слова и обозначь в словах ударение.

1) _________________________________________

2) _________________________________________

10. Прочитай. Измени каждое слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

П о ля – поле,  кольцо – ______________, страна - ___________________, земля

 

- _____________________, слеза - ___________________.

 

11. Вставь пропущенные гласные:

Н__род, учебн__к, гор__д, ст__лица, г__рох, д__ревня, ул__ца, т__традь, к__пуста, м__рковь, М__сква, Р__ссия.

 

12. Дай характеристику гласным звукам в словах воробей, день, ученик, окно:

Образец:

Молоко                                              Мёд

0 [а] – гл., безуд.                                ё [о] – гл., уд.

0 [а] – гл., безуд.

0 [о] – гл., уд.

*Данное задание выполни в тетради

 

Согласные

Вспомни! Согласные звуки встречают препятствия со стороны губ, зубов и языка. Букв согласных звуков 21:б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Согласных звуков – 36, потому что в русском языке есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые обозначаются на письме одной и той же буквой. Например:р [р] (руль), р [р’] (река)                б [б] (бочка), б [б’] (бинт)   1) Согласные могут быть мягкими и твёрдыми. Согласные звуки [ж], [ш], [ц] не имеют парного мягкого звука. Их называют твёрдые непарные согласные. Они всегда твёрдые. Согласные звуки [ч’], [щ’], [й’] не имеют парного твёрдого звука. Их называют мягкие непарные согласные. Они всегда мягкие.   2) Согласные могут быть звонкими и глухими: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й’] не имеют парного глухого звука. Их называют звонкие непарные согласные или сонорные. Они всегда звонкие. Глухие согласные звуки [х], [ц], [ч’], [щ’] не имеют парного звонкого звука. Их называют глухие непарные согласные. Они всегда глухие.  

 

13. Допиши

а) Согласные могут быть твёрдыми и _______________________________.

б) Согласные, которые всегда твёрдые:_______________________________.

в) Согласные, которые всегда мягкие:________________________________.

г) Согласные могут быть звонкими и _________________________________.

д) Согласные, которые всегда звонкие л, м, н, р, й называются___________.

 

Вспомни!Буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь помогают сделать согласный мягким.

 

14. Подчеркни слоги с мягким согласным.

Да, до, ду, дэ, ди, ра, ре, рё, мё, ми, зи, за, зу, па, ль.

 

Обведи в овал буквосочетание, которое слогом не является.

15. Выпиши из предложения слово, в котором все согласные звуки мягкие.

Пригрело солнышко, потемнел снег, а на пригорках появилась первая робкая зелень.

______________________________________

 

16. Выпиши только те слова в которых звук [ф’] мягкий.

Кафтан, штраф, кофта, флаг, шарфик, фигура.

_____________________________________

 

17. Сравни звуки [м] и [м’]. Отметь правильный ответ.

 

 

18. Прочитай словосочетания.

Пой громче

Щучий хвост

Птичий писк

Узкая щель

 

Найди и выпиши слово, в котором все согласные являются непарными мягкими.

 _________________________________

 

19. Напиши слова с парным (по звонкости/глухости) согласным звуком в начале слова.

 

Вспомни! Порядок характеристики согласных звуков: 1) согласный; 2) твёрдый или мягкий; 3) парный или непарный по твёрдости – мягкости Буквы ж, ш, ц – всегда твёрдые. Они никогда не могут быть мягкими, поэтому они будут твёрдые непарные: жираф, жара, шёпот, шарик. Буквы ч, щ, й – всегда мягкие. Они никогда не могут быть твёрдыми, поэтому они будут мягкие непарные: чаща, йогурт; 4) звонкий или глухой; 5) парный или непарный по звонкости–глухости: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с Если согласный парный, то в квадратных скобках нужно указывать его пару г [к]

 

20. Дай характеристику согласным звукам в словах воробей, день, ученик, окно:

Образец: Молоко

м [м] – согл., тв., парн., зв., непарн. (сонорн.)

л [л] – согл., тв., парн., зв., непарн. (сонорн.)

к [к] – согл., тв., парн., глух., парн. [г]

Мёд

м [м’] –согл., мягк., парн., зв., непарн. (сонорн.)

д [т]  - согл., тв., парн., глух., парн. [д]

*Данное задание выполни в тетради

21. Задания из ВПР на данную тему:

 

 

22. 1) Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.

 

Около дома росла м__ленькая яблонька. Была осень. Х__лодный ветер раскачивал тонкие веточки. Р__бята прин__сли колья и воткнули их в землю. К колышкам привязали яблоньку. Ночью шёл сне__. Он прикрыл деревце пушистым одеяльцем.

2) Спиши текст по правилам списывания.

*Часть данного задания нужно выполнить в тетради, а часть задания – на этом листочке.

 

*Игра  «Угадай-ка».

 Пишем карточки с транскрипцией слов.  Задача ребёнка: назвать слово и назвать мягкие звуки.  (Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать).

Чтобы начать игру выбираются лёгкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук].

А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Ь – показатель мягкости. Разделительные ъ и ь.

Вспомни! Согласные могут быть твёрдыми и мягкими. Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, ии мягким знаком (ь)

 

23. Распредели слова по трём столбикам (рыбы, животные, птицы) и подчеркни ь как показатель мягкости согласного.

Окунь, снегирь, журавль, тюлень, пескарь, лосось, олень, соболь, лошадь, карась, гусь, конь.

рыбы животные птицы
     
     
     
     

24. Прочитай. Где нужно, вместо точек поставь ь.

 

25. Выпиши из текста слова, в которых мягкость согласного звука обозначена буквой ь. Поставь в них ударение.

*Данное задание выполни в тетради

Вспомни! Разделительные ъ и ь показывают, что согласный звук и следующий за ним звук [й’] произносятся раздельно. Разделительный ьпишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я, и (здоровье, шьёт, воробьи). Разделительный ъ пишется после приставки, которая оканчивается на согласный (чаще всего) только перед буквами е, ё, ю, я (въезд, объяснение) Разделительные ь и ъ – это орфограммы.

 

26. Допиши определения:

Разделительный ь пишется после ______________ перед буквами ___________________.

Разделительный ъ пишется после ______________, которая оканчивается на _______________ только перед буквами е, ё, ю, я.

27. Запиши по 3 слова с разделительными ь и ъ знаками.

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

28. Выпиши сначала слова, в которых ь указывает мягкость согласного звука, а потом слова с разделительным ь.

Письмо, коньки, мальчик, пальто, веселье, львёнок, сильный, скамья, пальчик, семья, друзья, колокольчик, льдина, обезьяна.

*Данное задание выполни в тетради

 

29. Прочитай предложения. Как произносятся выделенные слова? Есть ли звук [й’] в этих словах?

Запиши выделенные слова, вставляя пропущенные буквы (если это необходимо). Подчеркни слова с разделительным ь.

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

30. Прочитай слова. Запиши имена существительные во множественном числе.

Лист – листья

Колос – ________________________

Ручей – ________________________

Воробей – ______________________

Крыло – ________________________

Улей – _________________________

 

Подчеркни слова с разделительным ь.

31. Исправь сочинение Незнайки – второклассника. Запиши этот текст без ошибок.

*Данное задание выполни в тетради


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: