Вспомни! Числа, в записи которых один знак (одна цифра) называются однозначными. Числа, в записи которых два знака называются двузначными. |
1. Разбей следующие числа на 2 группы: 16, 61, 5, 10, 8, 99, 1
Первая группа - ____________________________
Вторая группа - ____________________________
2. Угадай по описанию числа
Двузначное число, при счёте его называют сразу же после числа 16.
Ответ - ____________________________
Двузначное число, в нём 1 десяток и 5 единиц.
Ответ - _____________________________
Наименьшее двузначное число.
Ответ - ______________________________
Наибольшее двузначное число.
Ответ - ____________________________
Вспомни! Числа, которые оканчиваются на 0, называются круглыми - 60, 30. |
3. Распредели числа 10, 13, 55, 60, 23, 32, 30 на две группы, круглые числа и некруглые числа.
Круглые _____________________________
Некруглые ___________________________
Вспомни! Числа и числовые выражения можно сравнивать. Сравнить числовое выражение – найти значение каждого из выражений и их сравнить. |
4. Сравни
Сложение и вычитание
Вспомни! В математике есть четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. 1) Сложение 5 + 3 = 8 – сумма чисел 5 и 3 - первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 2)Вычитание 5 – 2 = 3 – разность чисел 5 и 3 - уменьшаемое 5, вычитаемое 2 3)Умножение 6*2 =12 – произведение чисел 6 и 2 - первый множитель 6, второй множитель 2 4)Деление 6:2=3 – частное чисел 6 и 2 - делимое 6, делитель 2 |
|
|
5. Найди сумму чисел. Напиши, как можно прочитать выражения.
Образец: 5 + 3 = 8 – сумма чисел 5 и 3
- первое слагаемое 5, второе слагаемое 3
10 + 2 =
______________________________________________
______________________________________________
14 + 7 =
________________________________________________
________________________________________________
65 + 11 =
____________________________________________________
____________________________________________________
6. Найди разность чисел. Напиши, как можно прочитать выражения.
Образец: 5 – 2 = 3 – разность чисел 5 и 3
- уменьшаемое 5, вычитаемое 2
16 – 8 =
__________________________________________________
__________________________________________________
23 – 3 =
___________________________________________________
___________________________________________________
94 – 49 =
__________________________________________________
__________________________________________________
Вспомни! Вычитание – это действие, обратное сложению. Так как сложение двух чисел можно проверить вычитанием. 5+3 =8 Чтобы узнать правильно ли было выполнено сложение, можно: · вычесть из суммы первое слагаемое. Если получится второе слагаемое, то сложение выполнено верно: 8 - 5 = 3 · вычесть из суммы второе слагаемое. Если получится первое слагаемое, то сложение выполнено верно: 8 - 3 = 5 |
|
|
7. Выполни проверку.
Образец: 23 + 4 = 27
27 – 23 = 4
27 – 4 = 23
34 + 5 = 78 + 12 =
______________ ______________
_______________ ______________
42 + 16 = 83+ 17 =
_____________ ______________
______________ _______________
Вспомни! При решении примеров можно пользоваться правилом: От перестановки слагаемых сумма не меняется. Например, 5+3=8 3+5 =8 |
8. Выполни по образцу:
Вспомни! Способы проверки вычитания Вычитание можно проверить вычитанием. Для этого надо из уменьшаемого (из целого) вычесть разность. Например:8 – 3 = 5 Проверка: 8 – 5 = 3 Вычитание можно проверить сложением. Для этого надо к разности прибавить вычитаемое (сложить две части). Например: 8 – 3 = 5 Проверка: 5 + 3 = 8 |
9. Выполни проверку двумя способами.
Образец: 23 - 2 = 21
23 – 21 = 2
21 + 2 = 23
44 – 3 = 97 – 58 =
_________________ _______________
__________________ ________________
67 – 27 = 43 – 19 =
__________________ ________________
___________________ ________________
Вспомни!Иногда в примерах на сложение или вычитание может быть неизвестно какое-нибудь число. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо Из суммы вычесть известное слагаемое 5 +? = 7 ? + 2 =7 7 – 5 = 2 7 – 2 = 5 Чтобы найти уменьшаемое (целое), надо к разности прибавить вычитаемое (целое находим путём сложения частей) ? – 4 = 3 4 + 3 = 7 Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность 7 -? = 3 7 – 3 = 4 |
10. Найди неизвестное число.
Образец: 17 +? = 23
23 – 17 = 6
19 +? = 56 ? + 45 = 99
_____________ _____________________
? – 23 = 57 ? – 23 = 71
_______________ ______________________
99 -? = 9 66 –? = 24
_________________ _____________________
Вспомни! Иногда попадаются такие числовые выражения, которые нужно складывать или вычитать в столбик. Вспомни основные приёмы сложения и вычитания (смотри памятку). |
11. Реши примеры в строчку и в столбик:
45 + 3 49 - 4
30 + 45 78 - 40
45 + 22 56 - 31
77 + 3 50 -5
77 + 13 50 - 15
77 + 15 62 – 15
*Данное задание выполни в тетради
Вспомни! Приёмы вычислений пригождаются при решении задач. |
12. Реши задачи на нахождение суммы. Обязательно решение задачи записывай в столбик!
Образец краткой записи: У Саши 24 наклейки с животными и 33 наклейки с растениями. Сколько всего наклеек у Саши?
Наклеек с животными – 24 шт.? н.
Наклеек с растениями – 33 шт.
а) У Саши 29 наклеек с животными и 39 - с растениями. Сколько всего наклеек у Саши?
б) Миша прочитал за 3 недели 13 книг, а Серёжа 26. Сколько всего книг прочитали мальчики за 3 недели?
*Данное задание выполни в тетради
13. Реши задачу на нахождение неизвестного cлагаемого. Обязательно записывай решение задачи в столбик!
Образец краткой записи: За два дня Аня съела 14 морковок. В первый день она съела 5 штук. Сколько морковок она съела во второй день?
|
|
1 день – 5 м..
2 день -? м. 14 м.
За два дня Аня съела 14 конфет. В первый день она съела 5 штук. Сколько конфет она съела во второй день?
*Данное задание выполни в тетради
14. Вычисли и заполни таблицу
15. Реши задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого. Обязательно записывай решение задачи в столбик!
Образец: У Иры было 19 тетрадей. Когда несколько тетрадей Ира исписала, осталось 6. Сколько тетрадей исписала Ира?
Было – 19 т.
Исписала -? т.
Осталось – 6 т.
19 – 6 = 13 (т.) Обрати внимание, вычитаем из целого!
Ответ: 13 тетрадей исписала Ира.
а) На полке стояло 25 книг. Когда на полку поставили ещё несколько книг, их стало 38. Сколько книг поставили на полку?
б) В магазине было 97 банок сгущённого молока. Когда несколько банок продали, осталось 24 банки. Сколько банок сгущённого молока продали?
*Данное задание выполни в тетради
16. Расшифруй.
17. Реши задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Обязательно записывай решение задачи в столбик!
Вспомни! На – плюс/минус В – умножить/разделить |
Образец: В маленькой пирамидке 8 кружков, а в большой – на 3 кружка больше. Сколько кружков в двух пирамидках?
Маленькая п.- 8 кр. ? к.
Большая п. -? кр. на 3 кр. >
1) 8 + 3 = 11 (к.) – в большой пирамидке.! Обрати внимание, что прибавляем к 8 (так как это число мы знали изначально)
2) 8 + 11 = 19 (п.)
Не забывай, что решение задачи можно записать одним выражением:
8 + (8+3) = 19 (п.), где 8 –количество кружков в маленькой пирамидке;
8+3 – данное выражение показывает количество кружков в большой пирамидке
Нужно найти, сколько всего кружков в дух пирамидках: и в маленькой пирамидке, и в большой.
а) В Московском поезде 17 вагонов, а в Тульском на 3 вагона меньше. Сколько вагонов в Московском и Тульском поездах вместе?
б) На арене цирка выступают 27 жонглёров, а акробатов – на 4 меньше. Сколько жонглёров и акробатов вместе выступает на арене цирка?
|
|
в) Максим решил 23 задачи, а Макар на 12 задач больше. Сколько всего задач решили мальчики вместе?
*Данное задание выполни в тетради
18. Соедини с верным ответом.
7. Вспомни! Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. 8. 9. На сколько 8 больше 5? 10. 8 – 5 = 3 11. Ответ: 8 больше 5 на 3. |
19. Ответь на вопросы.
На сколько 35 меньше, чем 78?
_______________________________________________________________
На сколько 67 меньше, чем 100?
На сколько 99 больше, чем 67?
20. Реши задачи на разностное сравнение. Обязательно записывай решение задачи в столбик!
а) В саду 34 куста малины и 15 кустов крыжовника. На сколько меньше кустов крыжовника, чем кустов малины?
б) Один арбуз весит 23 кг, а другой – 17 кг. На сколько первый арбуз тяжелее второго?
*Данное задание выполни в тетради
Умножение и деление
Вспомни! Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. 5 + 5 + 5 + 5… |
21. Замени сумму одинаковых слагаемых умножением.
Образец: 5 + 5 + 5 = 5·3 =15
7 + 7 + 7 = ___________________________________
9 + 9 + 9 + 9 = ________________________________
8 + 8 + 8 + 8 + 8 + 8 = ___________________________
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = ____________________________
22. Замени умножение суммой одинаковых слагаемых.
Образец: 3· 4 = 3+ 3 + 3 + 3
3· 6 = ____________________________________________
6 · 4 = ___________________________________________
2 · 8 = ___________________________________________
Вспомни! Как называются компоненты умножения? 5 · 3 = 15 – произведение чисел 5 и 3 - первый множитель 5, второй множитель 3, произведение 15 Как называются компоненты деления? 15: 3 = 5 – частное чисел 15 и 3 - делимое 15, делитель 3, частное 5 |
23. Найди произведение чисел. Напиши, как можно прочитать выражения.
Образец: 5 · 3 = 15 – произведение чисел 5 и 3
- первый множитель 5, второй множитель 3
10 · 2 =
_______________________________________________
_______________________________________________
6 · 3 =
_______________________________________________
_______________________________________________
4 · 5 =
_______________________________________________
_______________________________________________
24. Найди частное чисел. Напиши, как можно прочитать выражения.
Образец: 15: 3 = 5 – частное чисел 15 и 3
- делимое 15, делитель 3
24:4 =
20:4 =
16:4 =
Вспомни! Деление – это обратное действие умножению. Так как умножение двух чисел можно проверить делением. 2·3=6 Чтобы узнать правильно ли было выполнено умножение, можно: · Разделить произведение на первый множитель. Если получится второй множитель, то умножение выполнено верно: 6:2 =3 · Разделить произведение на второй множитель. Если получится первый множитель, то умножение выполнено верно: 6:3 =2 |
25. Выполни проверку.
Образец: 2·3=6
6:2=3
6:3=2
4 · 3 = 5 · 4 =
_____________ ______________
______________ ______________
6 · 2 = 2 · 7 =
_____________ ______________
______________ _______________
Вспомни! При решении примеров можно пользоваться правилом: От перестановки множителей произведение не меняется Например, 5· 3=15 и 3· 5 = 15 |
26. Выполни по образцу:
5· 3=15 6 · 3 = 7 · 3 =
3· 5 = 15 ____________ ____________
15:3 = 5 ____________ _____________
15:5 =3 ____________ _____________
Вспомни! Способы проверки деления Деление можно проверить делением. Для этого делимое (целое) нужно разделить на частное. Например: 15:3 = 5 Проверка: 15:5 =3 Деление можно проверить умножением. Для этого надо частное умножить на делитель Например: 15:3=5 Проверка: 5·3=15 |
27. Выполни проверку двумя способами.
Образец: 15: 3 = 5
15:5 =3
5· 3=15
12:3 = 16: 8 =
_________________ ________________
__________________ _________________
20:10 = 18:9 =
__________________ ___________________
___________________ ___________________
Вспомни!Иногда в примерах на умножение или на деление может быть неизвестно какое-нибудь число Чтобы найти неизвестный множитель, надо Произведение разделить на известный множитель 5 ·? = 15 ? · 3 = 15 15:5 = 3 15:3 = 5 Чтобы найти делимое (целое), надо Частное умножить на делитель ?: 4 = 3 3 · 4 = 12 Чтобы найти делитель, надо Делимое разделить на частное 8:? = 2 8: 2 = 4 |
28. Найди неизвестное число.
Образец: 3 ·? = 12
12: 3 = 4
9 · ? = 27 ? · 4 = 16
_____________ _____________________
?: 8 = 3 ?: 3 = 7
_______________ ______________________
9:? = 9 9:? = 3
_________________ _____________________
Вспомни! Особые случаи умножения При умножении любого числа на 0 получится 0: 2 · 0 = 0 При умножении любого числа на 1 получится то же самое число: 2 · 1 = 2 |
29. Реши примеры:
5 · 0 = 5·1 =
0 · 2 = 1·2 =
0 · 3 = 1·3 =
Вспомни! Особые случаи деления При делении числа на себя получается 1: 2:2 =1 При делении числа на 1 получается то же самое число: 2:1 =2 При делении нуля на любое число, получится 0: 0:5 = 0 Делить на 0 нельзя! |
30. Реши примеры:
4:4= 4:1=
5:5 = 5:1 =
6:6 = 6:1=
7:7= 7:1=
Вспомни! Числа, которые делятся на 2, называют чётными. 2, 4, 6, 8, 10… Числа, которые не делятся на 2, называют нечётными. 1, 3, 5, 7, 9, 11… |
31. Заполни таблицу, пользуясь схемой - алгоритмом.
Вспомни!Знание таблицы умножения тебе поможет в решении задач. |
32. Реши простые задачи на умножение.
Образец: Сколько колёс у трёх двухколесных велосипедов?
1 велосипед -2 к.
3 велосипеда -? к.
2 · 3 = 6 (к.)
Ответ: 6 колёс у трёх двухколесных велосипедов.
!!!Обрати внимание! Ищем количество колёс, поэтому количество колёс (2) ставим на первое место.
Или можно решить задачу сначала с помощью сложения: 2 + 2 + 2 =6, а потом сложение заменить умножением: 2 · 3 = 6
а) В магазин привезли 2 коробки сухофруктов по 7 кг в каждой. Сколько килограммов сухофруктов привезли в магазин?
б) В одной вазе 7 цветков. Сколько цветков в 3 таких же вазах?
*Данное задание выполни в тетради
33. Зачеркни выражения, решённые неверно:
Вспомни! Увеличить число в 3 раза - значит умножить его на 3. Уменьшить число в 3 раза – разделить его на 3. |
34. Реши задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Образец: а) У Сережи 4 солдатика, а у Антона в 2 раза больше. Сколько солдатиков у Антона?
Серёжа – 4 с.
Антон -? с. в 2 р.>
а) У Серёжи 4 солдатика, а у Антона в 2 раза больше. Сколько солдатиков у Антона?
б) У Серёжи 4 солдатика, а у Антона в 3 раза больше. Сколько солдатиков у двух мальчиков?
(по действиям + одним выражением)
в) В кружках занималось 18 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько девочек занималось в кружке?
г) В кружках занималось 18 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько всего детей занималось в кружке? (по действиям + одним выражением)
*Данное задание выполни в тетради
Вспомни!Примеры можно объединять в выражения! 1) 5 + 4 = 9 2) 9 – 2 = 7 (5+ 4) – 2 = 7 Смотрим на второй пример! Число 9 мы находили в первом примере. или 1) 4 + 6 = 10 2) 7 + 10 = 17 7 + (4+6) = 17 |
35. Объедини примеры в одно выражение:
12 + 8 = 20
20 + 11 = 31
5 · 4 = 20
20:2 =10
25: 5 = 5
5 + 27 = 32
______________________________________________________________
5 + 6 = 11
7 + 11 = 18
_____________________________________________________________
12:4 = 3
19 – 3 = 16
________________________________________________________________
Вспомни! Порядок действий в выражениях со скобками: 1. первыми выполняются действия в скобках по порядку. 2. вторым выполняются действия деления и умножения по порядку. 3.Последними выполняются действия сложения и вычитания слева направо - по порядку! 2 1 34 – (19 + 2) =13 1) 19 + 2 = 21 2) 34 – 21 = 13 |
36. Реши выражения по действиям (запись в столбик, где это возможно, обязательна).
99 – (34 + 23)
(87 – 56) + 20
4 + 12 + 23
98 – 56 – 12 + 2
4 · 3 – 5
24: (4 · 3)
24: (4 · 3) - 2
*Данное задание выполни в тетради
37. Впиши числа в окошки.
38. Реши составные задачи на нахождение остатка.
Образец: В классе учились 12 девочек и 10 мальчиков. Потом 4 человека ушли. Сколько человек осталось?
Всего учились – 12 д. и 10 м.
Ушли – 4 ч.
Осталось -? ч.
1) 12 + 10 = 22 (ч.) – учились в классе
2) 22 – 4 = 18 (ч.)
(12 + 10) – 4 = 18
Ответ: 18 человек осталось
а) У девочки было 23 голубых шарика и 24 розовых. Потом 11 шариков лопнуло. Сколько шариков осталось?
б) В классе 14 девочек и 15 мальчиков. В школу на занятия пришло 18 детей. Сколько детей заболело?
*Данное задание выполни в тетради
Вспомни!Меры длины 1 дм = 10 см 10 см = 1 дм 1 м = 10 дм 10 дм = 1м 1 м = 100 см 100 см = 1 м 5 м 4 дм 2 см = 500 см + 40 см + 2 см = 542 см 2 дм – 5см = 20 см – 5 см = 15 см |
39. а) Вырази величину в указанных единицах измерения
3 дм = см 20 см = дм
5 дм = см 40 см= дм
3 дм 6 см = см 23 см = дм см
9 дм 3 см = см 54 см = дм см
30 дм = см 400 см = дм
40 дм = см 500 см = дм
2 м = см 300 см = м
5 м 6 см = см 704 см = м см
3 м 6 дм = см 940 см = м дм
3 см + 4 см – 2 см =
3 дм – 4 см =
3 м – 3 дм =
3 м – 3 дм + 4 см =
б) Сравни
40. Продолжи узор до конца строки и раскрась
41. Реши составные задачи на нахождение суммы:
Образец: На полке стояло 9 книг на немецком языке, а на английском на 14 книг больше, чем на немецком, а на французском языке на 12 книг меньше, чем на английском. Сколько всего книг стояло на полке?
Книги на немецком языке – 9 кн.
Книги на английском языке -? на 14 кн. > ? кн.
Книги на французском языке -? на 12 кн. <
Мы не можем сразу ответить на вопрос задачи.
Сначала найдём сколько книг на английском языке:!!!Прибавляем к количеству книг, которое знали первоначально (9 книг на нем.)
1) 9 + 14 = 23 (кн.) – на англ. яз.
Теперь найдём, сколько книг на французском языке:
2) 23 – 12 = 11 (кн.) – на фр.яз.
Теперь можем найти сколько всего книг:
3)9 + 23 + 11 = 43 (к.)
Объединяем три действия в одно выражение. Для этого нужно сложить по очереди: книги на немецком, книги на английском и книги на французском.
9 + (9+14) + (9+14 -12) = 43 (кн.)
Ответ: 43 книги всего стояли на полке.
а) На полке стояло 11 книг на немецком языке, а на английском на 16 книг больше, чем на немецком, а на французском языке на 7 книг меньше, чем на английском. Сколько всего книг стояло на полке?
б) В банке были солёные огурцы. За завтраком съели 12 огурцов, в обед на 11 больше, чем на завтрак, а на ужин на 10 меньше, чем в обед. Сколько огурцов было в банке?
*Данное задание выполни в тетради