ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации
РАЗДЕЛ I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль
1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается деятельность контрольно-надзорных органов, направленная на предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью людей, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, иным охраняемым законом ценностям, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до такого нарушения обязательных требований.
2. В Российской Федерации осуществляются:
в рамках предметов ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - федеральный государственный контроль (надзор);
в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - региональный государственный контроль (надзор);
в рамках полномочий по решению вопросов местного значения - муниципальный контроль.
3. Виды федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - виды контроля, вид контроля) устанавливаются только федеральными законами (далее также - федеральный закон о виде контроля).
Федеральным законом о виде контроля определяются предмет и объекты вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также отнесение указанного вида контроля к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.
Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля приводятся в приложениях № 1 и 2 к настоящему Федеральному закону.
4. Установление видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля возможно только
с одновременным внесением изменений в приложения № 1 и 2 к настоящему Федеральному закону.
5. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежит осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.
6. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения могут быть установлены виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, не указанные в приложениях № 1 и 2 к настоящему Федеральному закону, в федеральных законах о видах контроля.
7. Информация о видах контроля и осуществляющих их контрольно-надзорных органах подлежит внесению в реестр видов федерального контроля (надзора), регионального контроля (надзора), муниципального контроля, формирование и ведение которого, в том числе с использованием информационных ресурсов и информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям по организации и осуществлению:
1) оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях, мероприятий по проверке заявлений и сообщений о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции и иных органов дознания;
2) производства по делам об административных правонарушениях, в том числе с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото-
и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях; исполнения постановлений по делам
об административных правонарушениях;
3) мероприятий при исполнении уголовных наказаний и применении иных мер уголовно-правового характера;
4) расследования причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
5) мероприятий, проводимых должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также
в Азовском и Каспийском морях;
6) контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в соответствии с федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-карантинный контроль), федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора, федерального государственного транспортного надзора, государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок;
7) видов федерального государственного контроля (надзора), проводимых федеральным органом исполнительной власти в области обороны, и непосредственно связанных с обеспечением обороны страны;
8) проводимых органами федеральной службы безопасности Российской Федерации:
а) пограничного контроля;
б) федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в части морских биоресурсов;
в) контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
г) государственного контроля за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу информации с использованием шифров, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;
д) контроля и надзора за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в государственных информационных системах персональных данных в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
9) экспортного контроля, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля;
10) контроля, проводимого федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны;
11) выполняемых Банком России функций по:
а) надзору за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
б) контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций;
в) контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
г) контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
д) контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
12) налогового контроля;
13) валютного контроля;
14) таможенного контроля;
15) контроля за использованием гражданами, организациями государственного и муниципального имущества, регулируемого законодательством об управлении государственным и муниципальным имуществом, бюджетным законодательством;
16) государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством;
17) контроля за использованием средств государственными корпорациями в соответствии с федеральными законами;
18) контроля за деятельностью региональных операторов в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
19) контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
20) контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
21) контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
22) федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части деятельности полиции по обеспечению соблюдения участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
23) государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней
и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
24) государственного контроля за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения, осуществляемого Фондом социального страхования Российской Федерации;
25) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
26) лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
27) контроля, непосредственно связанного с обеспечением безопасности государства, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности:
а) лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
б) лицензионного контроля деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
в) лицензионного контроля деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации;
28) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
29) проводимых федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами:
а) государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
б) государственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
в) государственного контроля за экономической концентрацией;
г) контроля за осуществлением иностранных инвестиций;
д) государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
30) государственного портового контроля;
31) федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
32) федерального государственного контроля за оборотом оружия;
33) контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
34) федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
35) федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.
Статья 3. Система нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется настоящим Федеральным законом, а в случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом, также иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается:
1) для вида федерального государственного контроля (надзора), в том числе при передаче полномочий по его осуществлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, - положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Правительством Российской Федерации;
2) для вида регионального государственного контроля (надзора) - положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) для вида муниципального контроля - положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
3. Правительство Российской Федерации вправе установить общие требования к организации и осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля.
В целях учета структуры и особенностей организации работы контрольно-надзорных органов Правительство Российской Федерации вправе определить различные виды контрольно-надзорных мероприятий и контрольно-надзорных действий, осуществляемые разными контрольно-надзорными органами в рамках одного вида федерального государственного контроля (надзора).
4. Положением о виде контроля определяются:
1) контрольно-надзорные органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;
2) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках вида контроля;
3) перечень профилактических мероприятий в рамках вида контроля;
4) виды контрольно-надзорных мероприятий, проведение которых возможно в рамках вида контроля, и перечень допустимых контрольно-надзорных действий в составе каждого контрольно-надзорного мероприятия;
5) виды и периодичность проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий для каждой категории риска причинения вреда (ущерба), за исключением категории низкого риска причинения вреда (ущерба);
6) требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления в отношении него мониторинга, в случаях, когда он предусмотрен в рамках вида контроля; форма заявления контролируемого лица о применении в отношении него добровольного мониторинга; перечень документов, которые предоставляются одновременно с указанным заявлением;
7) перечень полномочий инспектора;
8) порядок участия организаций в отборе проб (образцов), проведении инструментального обследования, испытания, экспертизы в рамках контрольно-надзорного производства;
9) особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;
10) иные положения, регулирование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - в соответствии с федеральными законами о видах контроля осуществляется положением о виде контроля.
Положение о виде регионального государственного контроля (надзора) и положение о виде муниципального контроля утверждаются с учетом общих требований к организации и осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, установленных Правительством Российской Федерации.
5. Нормативными правовыми актами государственных корпораций может осуществляться нормативное правовое регулирование в отношении соответствующего вида федерального государственного контроля (надзора) в случаях и в пределах, установленных настоящим Федеральным законом для федеральных органов исполнительной власти, если они наделены в соответствии с федеральными законами полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
6. При осуществлении контрольно-надзорного производства применяется нормативное правовое регулирование, действующее во время совершения контрольно-надзорного действия или принятия решения.
7. Разъяснения по вопросам применения положений настоящего Федерального закона даются по запросам контрольно-надзорных органов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля относятся:
1) формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе устанавливающих:
а) принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
б) осуществляемые виды контроля;
в) предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
г) порядок учета объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
д) права, обязанности и ответственность контрольно-надзорных органов и их должностных лиц;
е) права, обязанности и ответственность контролируемых лиц и иных участников отношений государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
ж) гарантии и защиту прав контролируемых лиц;
з) порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов, их должностных лиц;
и) порядок организации государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
к) требования к использованию информационных ресурсов, а также информационных систем при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
л) основы организации и применения системы управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора);
м) основы организации профилактики рисков причинения вреда (ущерба);
н) условия применения независимой оценки соблюдения обязательных требований;
о) порядок осуществления контрольно-надзорного производства;
п) специальные режимы государственного контроля (надзора);
3) организация и осуществление видов федерального государственного контроля (надзора);
4) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - в соответствии с другими федеральными законами.
2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации по осуществлению отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) могут быть полностью или частично переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в порядке, установленном соответственно федеральным законом, определяющим общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора)
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора) относятся:
1) реализация на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), в том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
2) организация и осуществление видов регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
3) организация и осуществление на территории соответствующего субъекта Российской Федерации видов федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
4) принятие законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора) в случае и порядке, установленном настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации;
5) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - в соответствии с иными федеральными законами.
2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению отдельных видов регионального государственного контроля (надзора) полностью или частично могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
3. Если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения осуществление вида муниципального контроля не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, соответствующие полномочия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора).
4. При отсутствии утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке положений о видах федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные положения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Указанные положения не должны противоречить законодательству Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, в том числе не должны содержать не предусмотренные законодательством Российской Федерации дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод контролируемых лиц.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
в области муниципального контроля
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся:
1) участие в реализации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля;
2) организация и осуществление муниципального контроля в пределах территории муниципального образования;
3) реализация полномочий по осуществлению видов федерального государственного контроля (надзора), видов регионального государственного контроля (надзора), переданных органам местного самоуправления;
4) принятие муниципальных нормативных правовых актов по вопросам организации и осуществления муниципального контроля в случае и порядке, установленном настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
5) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, муниципальных округов осуществляется в соответствии с федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в соответствии с федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Глава 2. Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 7. Законность при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Деятельность по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля ведется на основании и в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Контрольно-надзорное производство осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Действия и решения контрольно-надзорного органа и должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорное производство, должны быть законными и обоснованными.
3. Открытие контрольно-надзорного производства, проведение контрольно-надзорных мероприятий, совершение контрольно-надзорных действий, собирание доказательств, принятие решений по результатам контрольно-надзорных мероприятий, оценка исполнения решений контрольно-надзорных органов осуществляются уполномоченными на то органом, должностным лицом в пределах их компетенции, установленной в соответствии с законом.
Статья 8. Стимулирование добросовестности
1. При осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.
2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и к минимизации потенциальной выгоды от нарушения обязательных требований.
Статья 9. Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц
1. Выбор контрольно-надзорного мероприятия, профилактического мероприятия, применение мер по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований должны быть соразмерны вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям.
2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны ограничиваться только теми контрольно-надзорными мероприятиями и контрольно-надзорными действиями, которые достаточны для обеспечения соблюдения обязательных требований.
3. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается причинение неправомерного вреда (ущерба) контролируемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.
Убытки, понесенные контролируемым лицом в результате неправомерных решения, действия (бездействия) контрольно-надзорного органа, его должностных лиц при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, подлежат возмещению на основании решения суда.
Статья 10. Охрана прав и законных интересов контролируемых лиц
1. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля контрольно-надзорный орган обязан признавать, соблюдать и защищать права и свободы контролируемых и иных лиц.
2. Должностные лица контрольно-надзорного органа при проведении контрольно-надзорных мероприятий обязаны разъяснять контролируемому лицу (его представителю), а также другим участникам контрольно-надзорного производства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
3. Решения контрольно-надзорного органа, действия (бездействие) должностных лиц контрольно-надзорного органа могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном (внесудебном) и (или) в судебном порядке.
Статья 11. Недопустимость злоупотребления правом
Не допускается использование контрольно-надзорными органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, затягивания и (или) воспрепятствования нормальному ходу контрольно-надзорного производства.
Статья 12. Уважение достоинства личности, деловой репутации организации
При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля запрещается принятие решений и совершение действий (бездействие), унижающих достоинство личности либо необоснованно умаляющих деловую репутацию организации.
Статья 13. Соблюдение охраняемой законом тайны
1. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная должностными лицами контрольно-надзорного органа при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
2. За разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, должностные лица контрольно-надзорного органа несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.
3. Вред (ущерб), причиненный контролируемому или иному лицу в результате разглашения должностными лицами контрольно-надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению.
Статья 14. Недопустимость множественного государственного контроля (надзора), муниципального контроля
При установлении видов контроля не допускается дублирование предметов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также полномочий контрольно-надзорных органов в отношении одних и тех же объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же объекта контроля не допускается.
Статья 15. Результативность и эффективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должен осуществляться в случае недостаточности и (или) неэффективности негосударственных форм контроля.
3. Контрольно-надзорные органы должны исходить из необходимости достижения максимального уровня общественно значимого результата своей деятельности при использовании наименьшего объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов.
4. Не допускается установление ключевых показателей видов контроля, основанных на количестве проведенных контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, количестве выявленных нарушений и количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности.
Статья 16. Объективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Решения контрольно-надзорного органа, действия должностных лиц контрольно-надзорного органа должны быть объективны и подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию.
2. Должностные лица контрольно-надзорного органа оценивают доказательства, основываясь на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законодательством Российской Федерации. Все сомнения в нарушении обязательных требований, в том числе причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу контролируемого лица.
3. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускается необоснованное принятие решений контрольно-надзорным органом и (или) необоснованное совершение действий (бездействия) должностными лицами контрольно-надзорного органа.
Статья 17. Открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Деятельность контрольно-надзорного органа по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытой, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения прав, законных интересов и безопасности контролируемых и иных лиц, защиты их чести, достоинства, деловой репутации. Не подлежит сокрытию информация, касающаяся причинения вреда здоровью и угрозы жизни людей. Контрольно-надзорный орган обеспечивает открытость и доступность для контролируемых и иных лиц сведений, установленных законом.
Статья 18. Оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Контрольно-надзорные мероприятия проводятся оперативно.
2. Сроки контрольно-надзорного производства могут быть продлены только в случаях и в пределах, установленных федеральным законом.
3. При определении срока контрольно-надзорного производства учитываются такие обстоятельства, как достаточность и эффективность контрольно-надзорных действий, минимизация взаимодействия должностных лиц контрольно-надзорного органа с контролируемым лицом и общая продолжительность контрольно-надзорного производства.
4. При определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольно-надзорного органа должны учитываться такие обстоятельства, как характер нарушения обязательных требований, степень и размер вреда (ущерба), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям в результате нарушения обязательных требований.
При определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольно-надзорного органа, связанного с расходованием денежных средств, контрольно-надзорный орган дополнительно рассматривает вопрос об учете имущественного и финансового положения контролируемого лица.
5. Обстоятельства, связанные с организацией работы контрольно-надзорных органов, не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения сроков осуществления контрольно-надзорного производства.
Глава 3. Предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 19. Предмет государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - предмет контроля) являются соблюдение гражданами и организациями обязательных требований, а также исполнение решений, принимаемых по результатам контрольно-надзорных мероприятий.
2. Предмет контроля определяется федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
Статья 20. Объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - объект контроля) являются представляющие опасность причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и подлежащие в связи с этим оценке на их соответствие обязательным требованиям:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций;
2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги;
3) здания, помещения, сооружения, территории, в том числе водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты материального мира, в том числе животные и растения, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются (далее - производственные объекты).
2. Контрольно-надзорными органами в рамках видов контроля обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о виде контроля.
3. При сборе, обработке и анализе сведений об объектах контроля для целей их учета контрольно-надзорные органы используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности по представлению сведений и документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения либо документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
4. Для целей государственного контроля (надзора), муниципального контроля производственные объекты и результаты деятельности граждан и организаций могут быть идентифицированы (в том числе с помощью систем маркировки и прослеживаемости) в соответствии с федеральными законами о видах контроля.
РАЗДЕЛ II
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Глава 4. Общие вопросы организации государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 21. Межведомственное взаимодействие для целей государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Контрольно-надзорный орган при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействует с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления по следующим вопросам:
1) совместное планирование и проведение профилактических и контрольно-надзорных мероприятий;
2) создание и организация работы межведомственных комиссий (рабочих групп), в том числе по определению и достижению целевых значений межведомственных ключевых показателей результативности видов контроля;
3) информирование о результатах проводимых профилактических и контрольно-надзорных мероприятий;
4) иные вопросы межведомственного взаимодействия.
2. Контрольно-надзорные органы при организации и осуществлении видов контроля получают на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Контрольно-надзорные органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам осуществления и организации государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе по вопросам совместного проведения профилактических и контрольно-надзорных мероприятий.
Статья 22. Координация деятельности контрольно-надзорных органов
Координация деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе в рамках совместного планирования и проведения профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, совместного использования специальных режимов государственного контроля (надзора), установления и достижения целевых значений межведомственных ключевых показателей соответствующего вида контроля в случае, если такие показатели установлены в соответствии с частью 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, а также обмена документами и (или) сведениями в рамках межведомственного информационного взаимодействия, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Оценка результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Оценка результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется по каждому виду контроля в целях минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и снижения избыточного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность граждан и организаций и проводится на основе системы показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля, разрабатываемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Система показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля состоит из:
1) ключевых показателей видов контроля, отражающих уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий контрольно-надзорный орган;
2) индикативных показателей видов контроля, применяемых для мониторинга хода осуществления контрольно-надзорной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, а также определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность граждан и организаций.
3. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения утверждаются:
для видов федерального государственного контроля (надзора) -Правительством Российской Федерации;
для видов регионального государственного контроля (надзора) - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
для видов муниципального контроля - представительным органом муниципального образования.
4. В случае если на ключевые показатели вида контроля влияет деятельность нескольких контрольно-надзорных органов, то для такого вида контроля в установленном Правительством Российской Федерации порядке разрабатываются и утверждаются межведомственные ключевые показатели вида контроля.
5. Порядок оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля определяется Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать в том числе механизмы поощрения и ответственности должностных лиц контрольно-надзорных органов по итогам проводимой оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Индикативные показатели вида контроля утверждаются контрольно-надзорным органом, осуществляющим соответствующий вид контроля.
7. Методическое обеспечение оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора), в том числе разработки показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Статья 24. Доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
1. Контрольно-надзорные органы ежегодно осуществляют подготовку доклада о виде контроля с указанием сведений о достижении ключевых и индикативных показателей и влиянии на них профилактических и контрольно-надзорных мероприятий.
Требования к содержанию ежегодного доклада о виде контроля, порядку его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации ежегодно размещает для всеобщего сведения на своем официальном сайте в сети "Интернет" сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации.
Статья 25. Документы, составляемые и используемые при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Информирование при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Документы, составляемые контрольно-надзорным органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выполняются в форме электронного документа и подписываются уполномоченными должностными лицами контрольно-надзорного органа усиленной квалифицированной электронной подписью, лицами, привлекаемыми к проведению контрольно-надзорных мероприятий, - простой электронной подписью.
2. Типовые формы документов, используемых контрольно-надзорным органом, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
3. Контрольно-надзорный орган вправе утверждать формы документов, используемых им при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не утвержденные в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи.
4. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольно-надзорного органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в личном кабинете контролируемого лица в сети "Интернет", в едином реестре контрольно-надзорных мероприятий, посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), а также посредством электронных средств связи.
5. Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения и документы предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи либо направлены по электронной почте по адресу, сведения о котором представлены контрольно-надзорному органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг. Для целей информирования контролируемых лиц может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами контрольно-надзорного органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях путем направления документов на бумажном носителе в случае, если им в адрес контрольно-надзорного органа было направлено уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
6. Документы направляются контролируемым лицом контрольно-надзорному органу в электронном виде, подписываются контролируемым лицом простой электронной подписью, за исключением случаев направления документов контролируемым лицом через личный кабинет контролируемого лица в сети "Интернет" либо иными способами с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации, а также иных случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде.
Гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность, являющийся контролируемым лицом, вправе направлять контрольно-надзорному органу документы на бумажном носителе, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в контрольно-надзорный орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
7. Документы, подаваемые в контрольно-надзорный орган в электронном виде иными лицами, органами, организациями в свободной форме или форме, установленной для этих документов законодательством Российской Федерации, должны быть подписаны простой электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за исключением случаев подачи документов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
8. Для организации взаимодействия контрольно-надзорных органов с контролируемым лицом в электронной форме обеспечивается использование личного кабинета контролируемого лица в сети "Интернет". Порядок создания, ведения и использования личного кабинета контролируемого лица в сети "Интернет" определяется Правительством Российской Федерации.
Глава 5. Информационные ресурсы, информационные системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 26. Общие требования к использованию информационных ресурсов, информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля
1. Информационными ресурсами, информационными системами государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны обеспечиваться:
1) ведение реестра видов контроля;
2) учет объектов контроля и связанных с ними контролируемых лиц;
3) информационно-аналитическое сопровождение планирования, проведения и учета профилактических и контрольно-надзорных мероприятий и использования специальных режимов государственного контроля (надзора);
4) выявление индикаторов риска причинения вреда (ущерба);
5) взаимодействие контрольно-надзорных органов с органами прокуратуры в рамках согласования проведения контрольно-надзорных мероприятий;
6) взаимодействие контрольно-надзорных органов с контролируемыми лицами, иными гражданами и организациями, государственными органами, органами местного самоуправления в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий либо использования специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе обеспечение возможности подачи в электронной форме посредством сети "Интернет" ходатайств, жалоб, замечаний, возражений, представления доказательств, иных документов, а также иных сведений об объектах контроля, информирования контролируемого лица об открытии контрольно-надзорного производства, принимаемых в ходе контрольно-надзорного производства решениях, юридически значимых действиях должностных лиц контрольно-надзорного органа, а также о результатах контрольно-надзорного производства;
7) учет сведений о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований;
8) учет действий должностных лиц контрольно-надзорного органа и решений контрольно-надзорного органа, принимаемых в ходе организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий либо использования специальных режимов государственного контроля (надзора), и связанных с такими действиями и решениями объектов контроля;
9) учет результатов проведения контрольно-надзорных мероприятий либо использования специальных режимов государственного контроля (надзора);
10) учет сведений об устранении нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольно-надзорных мероприятий либо использовании специальных режимов государственного контроля (надзора);
11) информационное сопровождение иных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
2. Общие требования к составу, порядку формирования и использования информационных ресурсов, информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе ведомственных и отраслевых информационных ресурсов, а также информационных систем, к составу сведений информационных ресурсов, а также информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля определяются Правительством Российской Федерации.
3. Сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, а также в соответствующих информационных системах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения реестров, используемых для ведения учета объектов контроля, и реестра жалоб на решения контрольно-надзорных органов, действия (бездействие) их должностных лиц, являются открытыми, за исключением сведений, свободное распространение которых запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Предоставление сведений, содержащихся в информационных ресурсах, а также в соответствующих информационных системах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляется посредством обеспечения доступа к сведениям информационных ресурсов, информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля, размещения сведений в личном кабинете контролируемого лица в сети "Интернет", направления сведений информационных ресурсов, а также информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо по запросу контролируемого лица.
5. Органы прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей имеют неограниченный доступ к сведениям, содержащимся в реестрах, используемых для ведения учета объектов контроля, в едином реестре контрольно-надзорных мероприятий.
Относящиеся к охраняемой законом тайне сведения, полученные указанными органами и их должностными лицами, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 27. Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий
1. В целях информирования контролируемых лиц о контрольно-надзорных мероприятиях, обеспечения учета проводимых контрольно-надзорными органами контрольно-надзорных мероприятий, иных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований, их результатов, а также решений и действий должностных лиц контрольно-надзорных органов ведется единый реестр контрольно-надзорных мероприятий.
2. Правила формирования и ведения единого реестра контрольно-надзорных мероприятий, в том числе правила размещения в сети "Интернет" общедоступных сведений, утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Проведение контрольно-надзорных мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольно-надзорных мероприятий отсутствует, не допускается. В этом случае контролируемое лицо вправе отказаться от взаимодействия с инспектором контрольно-надзорного органа.
4. Не внесенная в единый реестр контрольно-надзорных мероприятий информация, в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
5. Оператором единого реестра контрольно-надзорных мероприятий является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Статья 28. Проверочные листы
1. В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольно-надзорных мероприятий контрольно-надзорные органы формируют и утверждают проверочные листы - списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом наиболее значимых обязательных требований. Проверочные листы не подлежат государственной регистрации.
2. Проверочные листы для применения инспектором при проведении плановых контрольно-надзорных мероприятий разрабатываются по видам объектов контроля.
3. Проверочные листы для применения инспектором при проведении внеплановых контрольно-надзорных мероприятий разрабатываются по индикаторам риска причинения вреда (ущерба).
4. Требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов проверочных листов, утверждению, применению актуализации проверочных листов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Проверочные листы подлежат применению инспектором при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейда, выездной проверки.
6. При проведении контрольно-надзорных мероприятий проверочные листы заполняются инспектором посредством внесения ответов на контрольные вопросы в электронной форме и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора.
7. Правительство Российской Федерации вправе утвердить проверочные листы по отдельным видам объектов контроля для использования контролируемыми лицами в целях комплексного самообследования по всем видам федерального государственного контроля (надзора).
Глава 6. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Статья 29. Основы системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2. Под риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
3. Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольно-надзорного органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда для охраняемых законом ценностей.
4. Под управлением риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических и контрольно-надзорных мероприятий с целью обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности. Допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках вида государственного контроля (надзора) должен закрепляться в ключевых показателях вида контроля.
5. Контрольно-надзорным органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
6. Общие требования к порядку организации оценки рисков причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе к установлению критериев и категорий риска причинения вреда (ущерба), порядку отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба), к установлению индикаторов риска причинения вреда (ущерба), порядку их выявления, к источникам и порядку сбора, обработки, анализа и учета сведений, используемых при оценке рисков причинения вреда (ущерба), к порядку информирования контролируемых лиц об отнесении объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) определяются Правительством Российской Федерации.
7. Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида






