Характеристика и этапы саморазвития личности. Способ и барьеры.(9СМ38 Загидуллина А.Д)
психологическими механизмами саморазвития являются самопринятие и самопрогнозирование.
№ | Характеристика саморазвития | Основные положения |
1 | жизнедеятельность | непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира, становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. |
2 | активность личности | может быть социальной активностью или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности |
3 | уровень развития самосознания | развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития |
Этапы:
|
|
1. Осознать необходимость в изменениях(понять, что нужны перемены – это первое, что следует сделать. Лучшим способом для этого является критическая оценка самого себя, своего состояния и своей жизни)
2. Найти свои недостатки/определить направление для развития (поиск и понимание того, что нужно менять, – это второй шаг на пути к саморазвитию. Минусы есть у всех, но лишь ваши недостатки должны беспокоить вас, т.к. они могут стать причиной неудач и поражений, а также неудовлетворительного жизненного результата.)
3. Сформировать образ желаемого будущего и поставить цель (3шаг на пути к началу саморазвития – это постановка цели. Если прошлый этап в общих чертах обрисовывает картину того, что и где на так, то формирование желаемого образа будущего позволит наметить основные ориентиры на пути и понять, куда и к чему конкретно вы хотите прийти)
4. Найти и выбрать подходящие способы достижения желаемого результата (поиск и определение подходящих способов саморазвития. Здесь все просто – нужно рассмотреть все варианты, которые помогут вам в осуществлении задуманного)
5. Начать действовать, исходя из поставленных целей и выбранных способов (Поставив цели и подобрав подходящие варианты для развития, не медля, начинайте действовать. Этот шаг можно назвать самым важным, т.к. от него зависит, сумеете ли вы достичь цели.)
Барьеры: Процесс саморазвития сопряжен с рядом трудностей, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Таких барьеров много, одни из них человек может преодолеть самостоятельно, если у него есть достаточно мотивации и воли, другие – лишь с помощью других людей, которые берут на себя ответственность за руководство саморазвитием человека.
Наиболее серьезными и труднопреодолимыми барьерами саморазвития являются:
|
|
-барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь;
-неразвитость способности к самопознанию;
-влияние сложившихся стереотипов и установок;
-несформированность механизмов саморазвития;
-препятствия, создаваемые другими людьми (из чувства зависти, стремление к превосходству и др.).
Виды мотивации и механизмы ее формирования(9СМ38 Загидуллина А.Д)
Внешняя мотивация(экстринсивная) – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя (интринсивная) – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности
Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности (процесс и содержание деятельности является тем фактором, который пробуждает человека проявлять физич-ую и интеллект-ую активность), а не внешними факторами.
Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (престиж или материальные факторы).
виды экстринсивных мотивов:
· мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
· мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
· стремление получить одобрение других людей;
· стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация).
· мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация)
Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуальносодержательными, то есть интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней
Также различ след виды мотивации:
а) Индивидуальная мотивация направлена на поддержание гоместаза: голод, жажда, избегание боли, стремление к темпераментному оптимуму
б) Групповая включает в себя заботу о потомстве, поиск места в групповой иерархии,поддержание присущей данному виду структуры сообщества
в) Познавательная обеспечивает игровую деятельность и исследовательское поведение.
Эф-ть деят-ти зависит от преобладания и соотношения процессуально содержательных и экстринсивных мотивов.
Механизмы формирования(их 2)
1. Заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деят-ти и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные пробуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. этот механизм «снизу вверх»
2. «сверху вниз» Закл-ся в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме пробуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Полноценное формирование должно включать в себя оба механизма.