Этюд головы натурщика, выполненный акварелью

План занятия

1. Организация внимания обучающегося на выполнение задания по теме;

2.  Объяснение темы, задач и целей работы. Пояснение этапов выполнения;

3. Практическая часть работы обучающихся;

4. Поэтапное консультирование и корректировка работы в ходе ее выполнения;

5. Анализ и оценивание выполненного задания за занятие;

6. Завершение занятия.

Ход занятия

  Объяснение темы:

Акварельное изображение головы человека в истории живописи

Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во все времена. Наиболее древние изображения головы человека дошли до нас в миниатюрах Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, а также в книжных иллюстрациях средневековых Европы и Азии.

Но акварельная портретная живопись как искусство получила развитие во второй половине XVIII в. в Англии, а к концу XVIII в. во Франции. В творчестве английских художников Р.Козенса, Т.Гертина, а также французских О.Фрагонара и Ю.Робера были заложены основы европейского акварельного миниатюрного портрета.

Дальнейшее развитие акварельный портрет получил и в России в конце XVIII - начале XIX в. В это время в области миниатюрного портрета работали такие известные русские художники, как Ф.Алексеев, А.Иванов, А.Брюллов, П.Соколов. В работах последнего этот жанр достиг своего расцвета. П.Соколов обладал широким прозрачным акварельным мазком, виртуозной техникой и вместе с тем отточенной ювелирной формой. В его портретах раскрываются красота и богатый духовный мир человека.

В 40-е годы XIX в. в Италии появилась акварельная живопись мето-

дом лессировки, представляющая собой многослойную живопись по сухой бумаге, когда художник стремится к передаче материальной пластической формы, к звучным контрастам светотени, насыщенному цвету, к выявлению богатства рефлексов и цветных теней. Акварельная живопись методом лессировки быстро распространилась по всему миру и выдвинула своих ярких представителей. В Италии это были К.Росси и М.Фортуни, в Англии -У.Тёрнер и Д.Констебл, во Франции О.Домье и Э.Делакруа, в Германии

Этюд головы натурщика, выполненный акварелью

При выполнении этюдов головы натурщика мы убедились, что форма выражает свои материальные свойства с помощью света, что форму головы натурщика можно изобразить реально и в объеме, если найти границы тона для освещенных частей, полутонов, теневых частей головы и окружающего ее пространства, научились видеть и изображать форму тоном, вести этюд от общего к деталям, сохранять общее.

Теперь необходимо научиться изображать голову натурщика в цвете - акварелью.

Акварельная техника позволяет изучить законы живописи в процессе работы с натуры, дает профессиональное понимание законов изобразительного искусства. При освоении техники акварельной живописи необходимо уделить много внимания изучению законов реалистического изображения натуры и правильной последовательности в работе.

Перед началом работы следует осмотреть натуру с разных сторон и выбрать такую точку зрения, с которой открываются наилучшие возможности для хорошего композиционного размещения изображения головы натурщика на листе бумаги и открывается ритмическая ясность в распределении светотени.

Начиная всякое изображение, надо всегда помнить о том, где располагается линия горизонта (она всегда находится на уровне глаз рисующего). Наметив линию горизонта, важно вести построение изображения головы натурщика исходя из законов построения объемной формы в перспективе, что позволяет избежать ошибок, связанных с перспективными построениями формы.

Так как карандашный рисунок просвечивает сквозь прозрачный слой акварельной краски, рисовать надо минимальное количество линий и как можно точнее, не пользуясь резинкой. Резинка при стирании линий разрушает поверхность бумаги, и на это место плохо ложится акварельная краска. Поэтому, чтобы решить вопросы композиции этюда головы натурщика, целесообразно провести поиски композиционного решения на отдельных небольших листах бумаги, выполнить в цвете несколько форэскизов, а лучший вариант композиции перенести на большой формат бумаги. Размечая рисунок под акварель, надо всегда начинать с самых крупных форм, четко видеть и изображать общее пластическое движение головы, связывая ее с шеей

и плечевым поясом. Изображение не должно быть крупным или очень мелким по отношению к листу бумаги. Надо помнить, что основная задача - выполнить этюд головы натурщика. И здесь важно соблюдать отношения: высота определяется соразмерно длине, наклоны и пропорции всех частей натуры сравниваются друг с другом и с целым. Тушевка и штриховка в подготовительном рисунке для акварельного этюда не допускаются.

Еще необходимо всегда помнить, что в натуре не существует контура, линии, а существует только граница объемной формы, пространственных плоскостей, поэтому линии карандаша в рисунке для акварели не должны быть жесткими и толстыми. Подготовительный рисунок нужно выполнять точно и внимательно, так как последующее исправление рисунка кистью часто приводит к загрязненности этюда. После подготовительного рисунка можно приступать к выполнению этюда натурщика акварелью.

Живописное построение этюда надо продумать в самом начале, распределив основные цветовые отношения. Рекомендуется начинать этюд с тех мест, которые имеют легко определяемые красочные характеристики, и в дальнейшем ориентироваться на них при определении цветовых отношений.

В основе живописного изображения объемной формы головы натурщика, ее связи с пространством лежит закон светотеневых и цветовых отношений, который требует пропорциональной передачи взаимных отношений головы натурщика и пространства по светлоте и цвету. Кроме передачи светотеневых отношений нужно стремиться к тому, чтобы между всеми цветами предметов на этюде была такая же связь, такие же отношения, как и в натуре.

Если в натуре, например, какой-то цвет предмета выделяется среди других как наиболее насыщенный, то и в изображении он должен быть насыщеннее всего остального. Только в результате передачи правильных цветовых отношений между предметами и светотеневых градаций на каждой объемной форме в изображении появляются объем, пространство и материальность. Определение цветовых отношений лучше начинать с отыскания в натуре наиболее светлого и интенсивного цвета, затем самого темного, а все другие цвета определять по отношению к ним.

Начальные исходные тона не всегда могут быть самыми темными или самыми светлыми и насыщенными. Приступая к работе, необходимо определить общее тоновое и цветовое напряжение в натуре и решить, в какой гамме красок будет выполнен этюд, как будут строиться отношения цветов в этюде - в более светлой или темной тональности и в каких пределах насыщенности цвета.

Живопись сложной пластической формы - головы натурщика - должна базироваться на знаниях анатомической конструкции черепа, мышечной системы, закономерностей расположения отдельных форм, применения правил перспективы, основ цветоведения. В живописи головы должен применяться метод работы «отношениями», т.е. надо не только точно подобрать цвет того или иного места формы, но и учитывать взаимодействие соседних цветов и влияние каждого цвета на соседние. Этот метод позволяет воссоздать форму, пространство и предостерегает от раскраски. В решении цветовых отношений необходимо руководствоваться своим ощущением натуры, постоянно тренируя глаз в передаче основных цветовых отношений

и градаций теплых и холодных цветов. Сама натура, ее цветовая особенность, условия света и среды, окружающей модель, только они могут подсказать, какими красками нужно пользоваться, чтобы этюд получился выразительным и убедительным.

Продумав цветовой строй своего этюда, опять приходится сталкиваться с проблемой - с чего начинать писать акварелью? Можно начинать с теневых мест головы, а затем, определив освещенную часть ее, решить цвет фона со стороны света и тени. Но можно начинать писать голову натурщика и с освещенной части, если она яснее по цвету, и также путем сравнения остальных цветов с цветом освещенной части головы раскрыть пространство этюда.

Решая в цвете тени формы головы, нужно учитывать, что тени имеют свой сложный цвет, который необходимо определить. Тень может быть холоднее света, а может быть теплее. Это может подсказать только натура. Задача - определить цвет тени, света, полутонов, формы головы по отношению к фону и друг к другу, найти между ними связь, чтобы они все вместе создавали общее колористическое единство.

Выполняя живописный этюд, необходимо каждую плоскость - грань объемной формы, найденную в натуре, решить в цвете. Для этого нужно научиться из небольшого количества чистых цветов акварельной краски составлять разнообразные смеси, которыми воспроизводить цвет каждой плоскости формы. Прописав кистью все изображение головы, нужно стараться не сбивать форму, которая найдена в рисунке. Не нужно стараться

скорее нарисовать детали (глаза, ноздри, брови, прическу), так как, не увидев деталь как часть объема, можно по- спешностью испортить работу.

Мелкие детали головы - это не линии, а определенные объемы, которые состоят из нескольких планов, и эти планы необходимо определить, передав тон и цвет каждой плоскости.

В живописи этюда головы человека применяется выполнение этюдов головы натурщика методом «a la prima». Это означает, что все цвета берутся сразу в полную силу. Метод не предполагает многократных переписок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний, большую непосредственность и остроту выражения.

Для закрепления знаний и навыков по выполнению этюдов головы человека акварельными красками целесообразно самостоятельно дома или на дополнительных

занятиях выполнить два-три этюда головы человека. Это могут быть автопортреты, этюды женской или мужской головы, изображения людей преклонного возраста. В самостоятельных работах можно попробовать исполнить этюды в технике «по-сырому», лессировкой или в смешанной технике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: