Основные цвета минералов

Краски.

Краски – занимают в нашей жизни огромную нишу. Мы живем в цветном мире. Все вокруг нас окрашено, в природные, естественные или искусственные, синтетические цвета: предметы быта, машины, фасады домов – в долее или менее гармоничные цвета. При этом мы их чаще всего не замечаем. Но цветовой колорит вокруг нас во многом формирует наше цветоощущение: так кардинально отличается «южная» живопись Сарьяна от северного колорита.

Появление красок и рисование ими относится к доисторическим временам. В то время краски получали из цветной глины и растертых минералов. Наиболее ранние образцы хорошо сохранившихся доисторических картин датированы 16 тысячелетием до н.э. обнаружены в пещерах Южной Африки. Краски на них изготовлены из смеси животного жира и природных пигментов (такие как охра, минеральная руда, оксид железа и мел).

Древнейшие наскальные рисунки в Северной Африке датируются периодом между 5 и 7 тысячелетием до н.э. Известны так же рисунки, обнаруженные в Вавилоне, Египте и Италии, датированные 1 и 2 тысячелетием до н.э.

Наиболее древние окрашенные предметы имеют китайское происхождение. До нас дошли мебель и домашняя утварь, покрытые слоем краски, выполненные с большим искусством. Изделия датируются 200 годом до н.э. В качестве покрывного лака использовался молочные сок из коры лакового дерева. Лаку придавали черный или красный цвет при помощи минералов, а позже в него стали добавлять золотую пыль.

Вплоть до начала 20 века в качестве сырья для изготовления красок использовались натуральные продукты, в основном растительные масла и древесные смолы. И только внедрение промышленного оборудования дало толчок к развитию новых видов красок (синтетических).

Краски – общее название для группы цветных красящих веществ, предназначенных для использования в той или другой сфере деятельности человека.

По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения) И те, и другие могут быть естественного (природного) и искусственного (синтетического) происхождения.

Чаще всего под словом «краски» подразумевают суспензии пигментов или их смеси с наполнителями в связующем – олифе, ПВА-эмульсиях, латексах или других, пленкообразующих веществах.

Краски могут быть предназначены для раскрашивания предметов, различных поверхностей, для получения декоративных покрытий и для создания живописных полотен или росписей. При высыхании или полимеризации краски образуют однородно окрашенную пленку, обычно непрозрачную или полупрозрачную.

Процесс приготовление красок.

Для приготовления красок очищают сырье от примесей, после этого очищенный порошок высушивают и растирают с водой, а некоторые - со спиртом. Пигмент смешивается со связующим и тщательно перетирается. При массовом выпуске продукции перетирание ведется на специальных краскотерных машинах. Вручную краски перетирают на ровной гладкой поверхности с помощью куранта (специальный брусок с гладким торцом). Многие пигменты перетирают только вручную, так как они очень капризны и нуждаются в постоянном контроле за процессом. А некоторые пигменты после обработки сырья не нуждаются в перетирании. Растирание повторяют несколько раз, пока не получится краска желаемой тонкости. Для разных пигментов существует свой порядок перетирания. Так сажа перетирается до 7 раз. Цинк, белила, краплак, ультрамарин и кобальт тоже очень трудно перетираются. Но лишнего перетира допускать тоже не следует, так как при этом красочная паста становится слишком вязкой и тягучей, и может изменить оттенок пигмента.

Перетертые краски фасуются в тюбики.

Раньше краску хранили в маленьких узелках из животного пузыря, который перед употреблением прокалывали и краску выдавливали.

 

Пигменты.

Пигменты являются одной из составляющих частей красок и эмалей. От типа пигмента зависит цвет красочного покрытия, его укрывистость, устойчивость к действию атмосферных явлений (света, влаги), химических реагентов и высоких температур. Пигменты обладают определенным цветом благодаря способности избирательно отражать лучи видимого света. Свет, падая на поверхность краски, проходит через прозрачное для него связующее, частично отражаясь от поверхности красочной пленки по всему диапазону спектра и создает эффект зеркальной, блестящей поверхности. Пигменты поглощают лучи избирательно, одна часть лучей поглощается, а другая – отражается от поверхности пигмента, создавая в глазу смотрящего определенное цветоощущение. Отраженный от пигмента свет и есть собственно цвет предмета. Пигмент, отражающий почти весь падающий на него свет, кажется белым. А пигмент, поглощающий все падающие на него лучи выглядит черным. Основные цвета: синий, красный и желтый. Все остальные цвета получаются путем смешения. Смешивая пигменты между собой, получить равномерно окрашенную краску можно только тогда, когда показатели плотности пигментов близки.

Природные натуральные пигменты (используемые в техниках иконописи и фреске) – это окрашенные минералы. Кристаллическое сырье, при измельчении дает в различной степени оптических свойств создаются некоторые дополнительные (к основному цвету) эффекты – блеск, игра света и др. Древние иконописцы знали много рецептов смешивания минералов (при приготовлении красок) добиваясь выразительных эффектов глубины тона и внутреннего сияния.

В иконе имеет большое значение прозрачность красочных слоев. Большинство синтетических пигментов (приготовленных, как правило, из акриловых составляющих) не применимы в иконописи, так как в многослойном письме они либо слишком «глухие» либо «режут глаз» - слишком яркие. Измельченные минералы на ряду с сочными и вместе с тем мягкими для глаза (и органично совмещенными друг с другом) цветами могут давать проницаемые для света (прозрачные) красочные слои. Через них световой луч проходит насквозь, многократно преломляясь через микрокристаллы, создавая эффект глубины и свечения.

Окрашенные минералы – это, в первую очередь, лазурит и получаемый из него ляпис-лазурь, охры, киноварь. Первый Бадашханский лазурит доставлялся Большим караванным путем в Средневековую Европу, а оттуда в Византию и в Россию, где ценился так дорого, что обменивался на золото. Формы нахождения камней пригодных для изготовления красок, очень разнообразны. Минералы встречаются в природе как в форме кристаллов и кристаллических зерен, так и в виде разнообразных скоплений тонкозернистого строения и аморфных образований – лимониты. Так киноварь и лазурит – кристаллические минералы, а охры, лимонит и порошковые окислы марганца – аморфные образования, скрытокристаллической структуры.

Существует набор свойств, необходимый для использования минерала в качестве пигмента, для красок. Так некоторые ярко окрашенные минералы (амазонит, бирюза, змеевик, нефрит, родонит, чароит, гранат) при растирании дают порошок белого (или серого) цвета, и для красок непригодны. И поэтому, если в продаже выставлена краска, изготовленная из пигментов на основе перечисленных минералов, то можно быть уверенным, что это фальшивка (акрил или окрашенная керамическая глина).

Окраска некоторых пигментов, приготовленных из минералов, меняется в зависимости от степени измельчения. В некоторых случаях интенсивность краски оказывается ярче, чем исходный минерал.

Основные цвета минералов.

Красный – киноварь, гематит, охры красные.

Оранжевый – ванадинит.

Желтый – яродит, охры светлые, лимонит.

Зеленый – глоуконит, волконскоит. Малахит.

Голубой – азурит (в тонком помоле)

Синий – лазурит, азурит (в крупном помоле)

Фиолетовый – лазурит (ультрамарин природный)

Красно-коричневый – гематит, охры темные, темный лимонит.

Коричнево-черный – окислы марганца.

Черный – каменный уголь, антрацит, магнетит.

Минеральные пигменты используются в силикатной живописи. Манера близка фресковой. Красива по тону и исключительно изменчива под воздействием щелочи. Красочный слой неизменно остается подвижным и только в конце работы закрепляется силикатным связующим (при помощи пульверизатора или кисти). Прочность красочного слоя в силикатной живописи превосходит фресковую, поэтому используется для наружных (фасадных) работ.

Связующие вещества.

Связующими веществами в живописи (кроме техники фрески и силикатной живописи) являются растворенные, эмульгированные или суспедированные в воде или ином растворителе клеи, животного или растительного происхождения. А так же смолы, углеводороды, растворители в воде или в маслах, твердеющие масла, полимеры.

Связующие служат в красках пленкообразователями – веществами, создающими при отвердении прочную. Твердую пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители.

Наполнители.

Порошки инертных веществ, вводимые в красочные материалы, для увеличения сухого остатка в этих материалах. К наполнителям относятся:

Мел – мягкий белый минерал. Используется для приготовления клеевых красок, грунтов.

Тальк – мягкий природный минерал белого цвета.

Каоин – продукт распада горных пород.

Кремнезем – оксид кремния.

Барит – минерал, состоящий в основном сернистого бария.

Гипс – минерал белого цвета. Служит наполнителем в клеевых красках.

Иногда в качестве наполнителя применяют парашки органического происхождения: крахмал, мука пшеничная, мука костная, мука древесная и др.

Наполнители служат для придания непрозрачности, улучшения механических свойств и долговечности красок.

Наполнители применяются для контроля интенсивности и консистенции красок.

Загустители.

Применяются в масленых, акриловых и акварельных красках, чтобы придать им плотность и густоту, сделать более устойчивыми в тубе.

Некоторые пигменты в смесях образуют слишком слабый раствор, поэтому нуждаются в применении загустителей. Так, например – грубые натуральные земли (пигменты) будут неизбежно выделяться из состава краски, если не добавлять загуститель. Загустители – стеариты алюминия – применяются в масленых красках. Гидрированное касторовое масло – применяется в масляных и прочих красках более низкого качества.

Так же в качестве загустителей применяются разные силикаты и глины, специально модифицированные, используется так же воск.

ПАВ – поверхностно-активные вещества. Применяются для уменьшения поверхностного натяжения между пигментами и связующим, или между краской и основой. ПАВ – являются увлажнителями, используются акварельных, масляных и акриловых красках для улучшения текучести краски.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: