Одной из важнейших функций, которую выполняет политическая культура, является осуществление ею политической социализации личности. Она связана с вхождением человека в политику, с усвоениемим господствующих в обществе политических идей, ценностей, норм политического поведения. Политическая социализация личности — длительный и к тому же достаточно сложный процесс. Он складывается, с одной стороны, с усвоением новым поколением основополагающих принципов существующей политической культуры, заложенных в традициях страны, с другой стороны, с приобретением им в результате участия в различных формах политической жизни знаний и опыта, обусловленных конкретной действительностью.
Политическая социализация личности начинается с семьи, которая закладывает основы знаний и представлений ребенка о политике, власти, государстве и т.д. При этом характер и достоверность его понимания различных политических явлений и событий определяется уровнем политической культуры родителей и господствующими в семье политическими взглядами, ориентирами. Далее политическая социализация человека продолжается в школе и других учебных заведениях. В это время происходит быстрое приобретение личностью новых политических знаний благодаря ее приобщению к изучению обществоведческих дисциплин. Постепенно у человека появляется потребность сопоставлять знания, полученные на занятиях, из учебников, средств массовой информации с реальной жизнью- Таким образом, возникает критический подход к оценке достоверности слова. Отсюда уже недалеко до того, чтобы человек смог самостоятельно анализировать и систематизировать разного рода политические явления. Последующим этапом его приобщения к политической культуре, а, следовательно, новым шагом по пути политической социализации может служить участие в тех или иных политических партиях, организациях, политических событиях, в ходе политического самообразования и других формах деятельности.
|
|
В связи с меняющимися условиями жязни, изменениями ценностных ориентации человека политическая социализация не может быть односторонним процессом одного лишь приобретения и накопления личностью политических знаний и оценок. Наряду с этим процессом осуществляется другой процесс — отказ человека от всего того, что не соответствует сложившейся конкретной политической обстановке, его новому подходу к оценке различных политических явлений. Поскольку же приобретение и утрачивание личностью тех или иных аспектов политических оценок нс ограничено во времени, постольку этот противоречивый процесс политической социализации личности происходит постоянно, оказывая влияние на реальные качества личности как субъекта политики.
|
|
Заключение
Жители нашей страны веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, на примат интересов семьи, общины, сословия, государства перед целями, потребностями и ценностями отдельной личности.
Говоря о политической культуре России, нельзя не отметить ее обращенность в будущее, пестроту политических субкультуры культур, постоянное отсутствие национального согласия. Важной характеристикой духовной ситуации в России является извечный спор «самобытников» и
«западников»: одни мифологизируют «особость», другие «отставание». Этот спор периодически принимает агрессивную форму выяснения традиционного вопроса «кто виноват?»: косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство, или западные проекты, навязывающие России ино- культурные, а потому негодные для нее рецепты. И практически не имеют успеха попытки разумно совместить идеи, провести модернизацию России, учитывая и национальную самобытность, и мировой опыт.
Современная политическая культура России отмечена также ростом роли политической риторики. Она сегодня обращена не к конкретным интересам человека, а к преобладающим настроениям, сближающим людей разного положения и разных интересов. Для успеха политики решающее значение приобретает не столько содержание идей и программ, сколько словесное их обрамление, броские обещания без какой-либо расшифровки и разъяснения последствий и реализации тех или иных лозунгов для отдельных групп населения и общества в целом. Особенно наглядны в этом смысле предвыборные выступления кандидатов во время политических кампании.
Ключевое слово в сегодняшней политической риторике — «демократия». Оно воспринимается массами позитивно, хотя разочарование в «демократах» первой волны неизбежно сопровождается настороженностью и недоверием к любому политику, называющему себя демократом. Унаследовав от прошлого повышенную идеологизированность, массовое сознание снова воспроизводит запрос на универсальные ценности и идеологии. Разочарование в коммунизме сопровождалось увлечением демократией, затем снова наступило разочарование, обернувшееся не столько деидеологизацией, сколько появлением спроса на новые, консолидирующие идеологии. Их российские политики пока предложить не могут.
Среди особенностей российской политической культуры следует назвать и то, что партии сегодня занимают в общественном мнении, а следовательно, и в общественной жизни, явно периферийное положение. Это объясняется отсутствием структурированности общества, слабым осознанием его подгруппами своих интересов. По сути страна живет не в многопартийной, а в протопартийной системе, где идеологический фактор не играет интегрирующей роли.
.
Список литературы
1. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
2. Основы политологии. М., 1991. Ч. 2.
3. Бодио Т. Сознание и политическое поведение: ограничения рациональности политических действии. Элементы теории политики.
4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
5. Давидович ВЛ., Жданов ЮА. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.
6. Боднер А. Политическая культура общества и ее обусловленности//Политология вчера и сегодня. М-, 1990.
7. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.,1997.
8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 2001.
9. Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1998.
10. Голосов Г. В., Лифанов А. В. Введение в политологию.- Учебное пособие. Новосибирск, 1991.
11. Основы политологии. – Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1993