Типология политической культуры. Факторы, влияющие на ее формирование

Под влиянием общественных условий, а также полу­чивших массовое распространение норм и образцов пове­дения граждан, особенностей быта различных социальных групп и т.д. политическая культура вырабатывает свойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выражен­ное групповое значение, характерное как для отдельных стран, так и для различных слоев населения, регионов го­сударства.

В западной политологии нашла отражение и получила наибольшее признание классификация политических куль­тур, обладающих общезначимыми свойствами, предложен­ная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культу­ра", вышедшей в 1963 году. Они выделяют три типа политической культуры:

- патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политике. Этот тип политической культуры имел место в условиях средне­вековья. Ныне он присущ слаборазвитым странам, где мас­са населения безграмотна.А, как известно, безграмотный человек находится вне политики;

- подданнический или ав­торитарный. Этот тип политической культуры предпола­гает отстранение граждан от политики как самостоятель­ных ее субъектов. Но допускает и возможность их участия в политическойжизни в рамках, определенных властными структурами. В таком случае политическая активность масс, инспирируемая властями, используетсяими для под­держки своего курса, руководства обществом;

- активист­ский, проявляющийся вактивном участии граждан в поли­тической жизни, которая строится на основе их заин­тересованности и добровольности, реализуется в различ­ных формах деятельности многочисленных субъектов по­литики.

Согласно концепции Алмонда и Вербы политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта — рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.

Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Гражданская культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние. Вот почему едва ли следует подтягивать естественный ход культурных изменений к желаемым.

Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйственного субъекта, многообразия форм собственности, социальных интересов создает условия для изменения типа политических ориентаций. Однако объективно развивающиеся процессы социальной дифференциации только предполагают тенденцию складывания многообразия политических субкультур, но жестко предписывать ее не могут. Смыслы и значения политической активности могут формироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений, представлений, которые определяются социально-экономическим положением конкретной группы, индивида. Однако, как показывает практика, изменение культурного кода политического поведения происходят очень медленно, поэтому часто политические решения правящей элиты рассчитаны на культуру политического участия и не сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой. Это несоответствие новой структуры политических институтов стандартам прежней подданнической культуры является основой политических кризисов и конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: