Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Образ «дро­жащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга замечательно пе­реданы в их позах. Тело рыжеволо­сого юноши прекрасно в своём по­рыве, в нём сочетаются духовное и физическое совершенство. «Дро­жащий» олицетворяет идею непод­готовленности человека к переме­нам, он страшится их и привязан

Александр Иванов. Вода и камни под Палаццуола. Этюд к картине «Явление Христа народу». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

289

к прошлому (как и старики, он слу­шает, а не смотрит).

Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Ни­колаем Васильевичем Гоголем. Общ­ность взглядов сблизила их, и худож­ник запечатлел писателя на полотне. В его правой части, среди группы ле­витов и фарисеев, выделяется стран­ная фигура: человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися чёрными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого бли­жайшего к Христу) живое, острое переживание собственного несо­вершенства и неудовлетворённость окружающим миром.

Прототипом образа странника, или путешественника, изображён­ного на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспри­страстно, как будто со стороны, хо­тя расположен в центре полотна,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: