Лирический герой – «тринадцатый апостол» -
символ бунта, отрицания мира, сотворенного Богом:
«четыре крика четырех частей» поэмы
Долой Вашу любовь! | Долой ваше искусство! | Долой ваш строй! | Долой Вашу религию! |
Мечта о чистой любви, когда отношения основаны не по законам выгоды, корысти, «купли-продажи» | Потребность в демократическом искусстве улицы в противовес элитарной эстетски снобистскому искусству салонов | Жажда бунта – мечта об анархически необузданной стихии, которая сметет с лица земли существующий строй | Отрицание Бога, допустившего и освящающего установившийся миропорядок с искаженными представлениями о морали, искусстве, отношениях между людьми и социальными отношениями |
Поэма «Хорошо!» (1827)
Структура | Основные содержательно-смысловые и художественные особенности | Примеры | |
1(у с л о в н о | 1 глава | Вступление прочитывается в русле дискуссии о литературе «факта», т.е. тенденции к воплощению в тексте «конкретного сообщения», о реальных событиях, не приукрашенных субъективностью автора. Зарождение лирического мотива: Маяковский-поэт вступает в спор с Маяковским-теоретиком литературы «факта». | Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Воспаленной губой припади и попей изреки по имени «Факт». «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем» |
Ч в А ы д е л я е м а | 2-5 главы | Начало и развитие действия: канун революционных событий. В форме полифонического диалога передается широкая гамма настроений, ожиданий, надежд, представителей различных слоев, политических партий, существовавших в России | Многоголосье солдатской массы, пародийно-сатирический «дуэт» Милюкова и Кусковой, «голоса» членов Временного правительства, пьяная болтовня либерала и монархиста, «стенограмма» из «штаб-квартиры» большевиков |
С я) | 6-7 главы | Кульминация 1 части – взятие Зимнего дворца и победа вооруженного восстания в Петрограде. Подчеркнутое отсутствие патетики, насыщенность конкретными подробностями. Важнейший художественный прием – смена ритма, передающая особенности происходящего | |
Т Ь | 8 глава | Завершение рассказа о революции: трудовой субботник. Наиболее агитационная часть поэмы. Стих выполняет подчеркнуто информационную функцию – стиль приближен к языку плаката | «Дяденька, что вы делаете тут, столько больших дядей? – Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей». |
2 | 9-16 главы | Изображение событий времен гражданской войны и иностранной интервенции, московские «бытовые» сцены: тенденция к слиянию «мы» и «я». «Я» становится частью «мы» | Даже биографические подробности, касающиеся самого Маяковского и его ближайшего окружения («…Лиля, Ося, я и собака Щеник» – «две морковинки», «полполена березовых дров» и т.д.), вписаны в общий ряд событий |
Ч А | 17 глава | Финал, решенный в приподнято патетическом духе. Концептуализация позиции: «я» должно стать частицей «мы» | «Я с теми, кто вышел строить и месть» |
С | 18 глава | Реквием, посвященный погибшем за революцию. Мотив тревоги за будущее | «Достроит коммуну из света и стали республики вашей сегодняшний житель?» |
Т Ь | 19 глава | Апофеоз: изображение панорамы безоблачной жизни в стране победившего социализма в духе образцов утопической литературы | «Жизнь прекрасна и удивительна» |
Эгофутуризм
|
|
|
|
Эгофутуризм (от лат. ego - я, futur - будущее) –течение в русском футуризме. На фоне кубофутуристических опытов эпатирующий характер эгофутуризма кажется весьма умеренным.
Основные черты философии и эстетики эгофутуризма:
1) человеческая душа объявляется «единственной истиной»;
2) главным в искусстве считается самоутверждение человеческого «я»;
3) поиск нового происходит «без отвержения» старого;
4) заявляется борьба с литературными штампами;
5) расширяется арсенал стихотворных форм и жанров.
И. Северянин
(1887 –1941)
1. Раннее творчество (эгофутуристический этап) (1905- 1918) | Персонажи поэтических произведений – современники и современницы поэта – предстают в изысканных и экзотических масках принцев и принцесс, королев и пажей, маркиз и виконтов. Это превращение позволяет современности преобразиться, превратиться в праздник, а людям дает возможность воплотить в жизнь свои мечты о том, какими бы им хотелось быть | Сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» и др. |
2. Позднее творчество (неоклассический этап) (1918 –1941) | Из произведений уходит стихия праздника и игры. Стихи, ориентированные на образцы классики XIX века, приобретают строгость и простоту. «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!» – так сам Северянин определяет главную тему своей поздней лирики. | Сборники «Классические розы», «Медальоны» и др. |
ЛИТЕРАТУРА 1920-1950-х гг.