Литературный процесс 20-х гг

Хронологические рамки: от революционных событий 1917 г. до I съезда советских писателей (1934).

Основная черта литературного процесса –

противоборство 2-х основных тенденций

Многовариантность развития литературы: диалог между художниками, занимающими различные позиции Стремление к унификации, к подавлению альтернативных поисков: монолог на одном языке, которым станет язык                                                                                     социалистического реализма
Литературные «Перевал» (А. Воронский, Д. Горбов, А. Лежнев, М. Пришвин, Э. Багрицкий и др.) – журнал «Красная Новь».   Основные идеологические и 1) «Искренность»: художник не ремесленник, и поэтому должен выполнять те задачи, которые позволяют ему выразить особенности собственного мировоззрения, а не те которые представляют собой социальный заказ. 2) «Эстетическая культура»: высший смысл искусства в том, чтобы открыть подлинный образ мира, руководствуясь как сознанием, так и интуицией, вдохновением. «Моцертианская» трактовка дара художника. 3) Классическое наследие должно стать фундаментом новой культуры. 4) Классовая принадлежность автора не является гарантом успеха или неуспеха его произведения. 5) Каждая человеческая личность самоценна.  Объединения РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей (Л. Авербах, С. Родов, Г. Лелевич, Ю. Безыменский и др.) – журнал «На посту» («На литературном посту»). Эстетические установки 1) Идея «пролетарской литературы»: размежевание по классовому принципу в рамках литературного процесса. 2) Отрицание ценностей фактов искусства, созданных представителями «непролетарской культуры»: - представителями дореволюционной литературы, - «классовыми врагами» (н., З. Гиппиус, И. Бунин, А. Ахматова, Вл. Ходасевич и др.), которые своими произведениями призывают к реставрации старого мира, - «попутчиками» (н., М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин и др.), которые отражают революционные преобразования, но не понимают их сути и искажают пролетарский характер преобразований. 3) Пролетарскую литературу должен создавать пролетариат – рабочий-ударник может стать писателем-ударником. 4) Главная задача искусства: «организация психики и сознания» трудящихся в деле переустройства мира и построения коммунизма.  5) Концепция личности: борьба двух начал – революционного (сознательного) и буржуазного (бессознательного). Классовое начало – основа человеческой личности. Во имя общественного долга человек всегда должен быть готов пожертвовать личными интересами, личным счастьем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: