Русский модернизм конца XIX – начала XX века

Течения, направления, школы

Русского модернизма конца XIX – начала XX

 

 

Предсимволизм                    Символизм                                     Поэтические школы 10-х гг.

 И. Анненский                                                                                                

ранний К. Бальмонт                                                                        акмеизм                              футуризм    

                                                                                                         Н. Гумилев

                         старший символизм младосимволизм       А. Ахматова

                   Д. Мережковский              А. Блок                  О. Мандельштам

                   З. Гиппиус                          А. Белый                                    кубофутуризм         эгофутуризм

                   В. Брюсов                                                                                 В. Хлебников            И. Северянин

                   Ф. Сологуб                                                                                  В. Маяковский

                                 

 

Символизм

Символизм (от греч. simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы XIX века. Наиболее известными представителями европейского символизма были П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, О. Уайльд и др. В России расцвет символизма приходится на 80-е гг. 19 – 10-е гг. 20 столетия, русский символизм прошел в своем развитии три стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.), первая и вторая из которых по типу мироощущения являются декадентскими.  

Основные черты философии и эстетики символизма:

1. Философской основой символизма является идеализм, утверждающий параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей. Свои теоретические представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, в творчестве Р. Вагнера.

2. С точки зрения символистов – искусство есть высшая реальность, только посредством искусства человек способен приблизиться к высшей истине, прозреть подлинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями.

Средством постижения сущности явлений реальности становится символ.

Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) – слово (или предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения. Например, бабочка может являться символом души или символом легкомыслия или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели. Например, в стихотворении А. Блока «В ресторане» образ «черной розы в бокале золотого, как небо, Аи» является символом. Устойчивое значение этого символа связано с представлениями о розе как символе-знаке любви. В контексте блоковского стихотворения это смысловое ядро «обрастает» множественными смыслами: черная роза – испепеляющая страсть; роза, помещенная в бокал (чашу), в свою очередь символизирующую полноту бытия, - любовь как центр, то есть смысл бытия; роза в бокале шампанского Аи - опьянение страстью и т.п. Таким образом, символ в художественном тексте порождает своего рода «цепочку смыслов», потенциально продлеваемую до бесконечности.

Старший символизм

Характерной чертой творчества представителей старшего поколения русских символистов, заявивших о себе уже в 80-е гг. XIX в. является особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубеже XIX – XX веков, который получил название декаданс или декадентство (от позднелат. decadentia - упадок)

Основные черты декадансного мировоззрения:

1) пессимистическое отношение к миру;

2) апокалипсические ожидания – ожидание конца света;

3) восприятие собственной жизни как мучительного и бессмысленного прозябания, от которого может избавить только желанная смерть;

4) подчеркнутый интерес к анормальным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубийству), уродствам, болезням, наркомании и др.;

5) демонстративное пренебрежение общепринятыми этическими нормами, влекущее за собой аморализм,

6) убежденность в том, что понять мир с точки зрения разума невозможно, а можно постичь только иррациональным, мистическим путем.

Младосимволизм

В начале XX в. в литературу приходит молодое поколение писателей-символистов, которых стали называть младосимволистами. Их позиции, на формирование которых огромное влияние оказал великий русский философ В. Соловьев, отличались от позиций старших символистов.

Основные черты философии и эстетики младосимволизма:

1) отсутствие пессимизма во взглядах на мир (в отличие от старшего символизма). Младосимволисты были уверенны в том, что приближается последняя битва между Христом и Антихристом, победу в которой должен одержать Христос. В таком случае мир станет прекрасным, а человечество превратится в богочеловечество;

2) уверенность в пророческой миссии поэта. Поэт не только способен понять истинную суть действительности и предсказать будущее, но и обладает способностью реально изменять окружающий мир: то, что он описывает в своих произведениях, воплощается в реальной действительности.

А.А. Блок

(1880-1921)

Исследователи творчества А.А. Блока считают, что все его произведения составляют единый лирический роман, главной темой которого является тема пути лирического героя. Исследователи выделяют три основных этапа этого пути, которым соответствуют три периода творчества Блока.

1. Раннее творчество (1897- 1904) Лирический герой Блока находится в гармонии с окружающим миром, потому что он влюблен в Прекрасную Даму, которая является живым воплощением Души Мира. Свидания с возлюбленной позволяют ему прозреть истинное состояние действительности, и оно божественно прекрасно. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» и др.
2. Зрелое творчество (1904 – 1907) Хаос – воплощение дьявольских сил, царящих в мире, - вступает в противоборство с лирическим героем и отнимает у него Прекрасную Даму. Мир для героя изменяется: теперь это страшный, дисгармоничный мир, где человек испытывает только мучения. Любовь в этом мире приносит не счастье, а страданье. Его возлюбленной становится уже не Прекрасная Дама, а колдунья, дьяволица, порождение ада. Любовь к ней – не стремление к свету, а сошествие во тьму.  Циклы «Город», «Страшный мир» и др.
Позднее творчество (1908 – 1921) Блок пытается объединить представления о мире, сформировавшиеся у него в творчестве 1 и 2 периодов. Центральным образом в стихах 3 периода у Блока становится образ России, который приобретает в его творчестве женственные черты. Блок приходит к мысли о том, что Душа Мира обладает двойственной природой, она одновременно и божественная, и дьявольская. Только от самого человека зависит, какой стороной повернется к нему Душа Мира: либо прекрасной, либо ужасной.  Циклы «Кармен», «На поле Куликовом», «Родина», поэмы «Соловьиный сад», «Двенадцать»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: