Разработка технологического проекта

Содержание этапов творческого проектирования

Проблема.

Это самая первая ступень в процессе выполнения творческого проекта. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же, возникновение проблемы. Перед учеником ее может поставить учитель, а может определить ее и он сам. Посмотрим вокруг: с какими трудностями сталкивается он, его близкие, друзья, окружающие люди? Чем он может помочь себе и им. Какие умения и навыки хочет развить в себе? Когда он ответит на эти и подобные им вопросы, то поймет, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

Главная задача на этой ступени – выявить из множества проблем несколько наиболее существенных. Результаты первой ступени записываются, и осуществляется переход ко второй.

Осознание проблемной области.

Итак, перед учеником список выбранных проблем. Решать сразу все – очень сложно. Поэтому на данном этапе необходимо выбрать одну. Для этого придется ответить на вопрос: проблема какой области всего важнее?

Возможно, самое главное – приносить радость и пользу людям. Тогда необходимо работать в этом направлении и им поднять проект, результаты которого смогут порадовать окружающих. Или, допустим, важно укреплять свое здоровье, а в списке проблем есть одна, мешающая этому (например, отсутствие спортивных приспособлений для индивидуальных занятий). Но эти помехи можно устранить.

Выявление конкретной потребности. I мини-исследование.

К началу третьего этапа выполнения проекта уже ясно, какая стоит проблема и в какой области необходимо вести работу. Далее нужно выявить, что же конкретно требуется? Для этого следует провести I мини-исследование, в процессе которого «примеряется» каждая потребность к себе, исследуется её возможное решение и определение степени надобности в зависимости от обстоятельств. Это не очень лёгкая задача, но не надо огорчаться – после её выполнения довольно легко пройти 4-й этап нашего плана.

Определение конкретной задачи и её формулировка.

Имея конкретную потребность, легко сформулировать конкретную задачу. То есть, если на данном этапе человек нуждается, например, в спортивной сумке, то задачу можно сформулировать следующим образом: сконструировать и изготовить сумку.

Выявление основных параметров и ограничений.

Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придётся работать. Поэтому сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями. Например, это может выглядеть следующим образом:

Разрабатываемая спортивная сумка должна:

– не превышать размеров 50 ´ 25 ´ 25 см;

– иметь низкую себестоимость;

– быть многофункциональной и универсальной;

– иметь красивый внешний вид и т. д.

II мини-исследование (выявление традиций, истории, тенденций).

Планируя, конструируя что-либо, очень важно создать что-то своё, новое, оригинальное, неповторимое, опираясь при этом на уже имеющееся, с учетом качества и современности. Данное исследование поможет в этом.

Если мы хотим создать что-то своё, новое, оригинальное, опираясь при этом на уже имеющееся, причём создать вещь современную, качественную, то необходимо провести исследование на выявление традиций.

III мини-исследование. Построение «звёздочки обдумывания».

На этом этапе необходимо провести III мини-исследование. Оно заключается в составлении «звёздочки обдумывания». Надо взять ручку и лист белой бумаги. В центре листа необходимо написать название изделия, которое необходимо, а дальше по сторонам (как лучики солнца) описываются:

• Какие материалы понадобятся при выполнении работы.

• Какие необходимы инструменты и оборудование.

Из всего перечисленного отдельно записать:

а) есть в наличии у тебя;

б) есть в школьных мастерских.

• Необходимо уяснить модель, размеры, форму изделия и записать.

• В каком стиле будет изделие (изобретение), соблюдает ли оно традиции и современную моду.

• Будет ли дизайн изделия сочетаться с интерьером, для которого предназначен, и с другими потребностями.

• Необходимо кратко записать все этапы моделирования и конструирования.

• Обязательно поэтапно записать всю технологию изготовления.

При написании пунктов 6 и 7 необходимо учитывать технику безопасности и выделить самое существенное.

• В конце работы необходимо подсчитать первоначальную себестоимость, чтобы проект не был убыточным.

IV мини-исследование. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

После составления «звездочки обдумывания» осуществить переход к IV мини-исследованию «Выработка идей, вариантов, альтернатив». Для этого нужен еще один чистый лист. На нем необходимо записать все идеи, возникшие по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах. Необходимо найти оптимальный, альтернативный вариант из всех идей и перейти к v исследованию.

V мини-исследование. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта.

Всем идеям необходимо вынести вердикт «да» или «нет». Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: доступность; себестоимость; обеспеченность материалами; трудоемкость.

Когда твердо оценена с этих сторон каждая из выбранных идей, легко найти и остановиться на самой лучшей.

Выбор материала. «Звездочка обдумывания».

Это сложный этап, так как не всегда известны качества и свойства различных материалов. Необходимо записать несколько наименований необходимых материалов и каждый из них обсудить с родителями и учителями.

Выбор инструмента, оборудования.

Выбор инструмента и оборудования аналогичен этапу 10. Но лучше его начинать писать сразу с кем-то из взрослых. У них опыта больше, и они подскажут оптимальные и лучшие приспособления (инструменты) для выполнения творческого проекта.

Разработка технологического проекта.

Этот этап требует повышенного внимания, усидчивости. При выполнении этапа 7 кратко записывать этапы технологии изготовления изделия. Под руководством (или совместно с учителем), предварительно самостоятельно ознакомившись с соответствующей литературой, разобрать каждый этап отдельно, обсудить все технологические детали операции изготовления задуманного, определить ошибки, которые не всегда можно заметить самостоятельно. Обсудив с учителем 3 последних этапа (10, 11, 12), необходимо перейти к конкретным действиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: