Классификация и обозначение серий тепловозов

ФИЛИАЛ «СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Пермское подразделение Свердловского учебного центра – образовательное структурное подразделение Свердловской железной дороги.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ

«ПОМОЩНИК МАШИНИСТА ТЕПЛОВОЗА»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Автор: преподаватель Пневчук А.Г.

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии УЦПК-3 и рекомендовано для доработки в формат конспекта и использования в качестве учебного пособия для учащихся в группах подготовки по профессиям «Помощник машиниста тепловоза».

Пермь 2020

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ Ж.Д. ТРАНСПОРТА, ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕПЛОВО


 

Тепловоз — автономный локомотив, первичным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, обычно дизель.

Дизель тепловоза преобразует энергию жидкого топлива в механическую работу вращения коленчатого вала, от которого вращение через передачу получают движущие колёса

 


Развитие тепловозной тяги


Работа над созданием дизельных локомотивов началась еще в конце прошлого века такими видными русскими учеными, как В. И. Гриневецкий, Я.М.Гаккель, Ю.В.Ломоносов, А.Н. Шелест, К.А.Шишкин и др., однако до 1917 г. были разработаны только проекты тепловозов и дизелей для них.

    По сравнению с паровозом тепловоз не требует большого количества воды, имеет большой пробег между экипировками, а в отличие от электровоза тепловоз-локомотив автономный т.е. не требует сооружения вдоль дороги подстанций и устройств контактной сети.

    Первый в мире тепловоз, построенный по проекту профессора Я.М.Гаккеля, 7 ноября 1924 г. вышел на линию Октябрьской ж.д. и совершил свой первый рейс до Обухова и обратно. Этот тепловоз получил название Щэл1, так как по мощности был одинаков с паровозом серии Щ(736кВт). Тепловоз имел экипаж тележечного типа, электрическую передачу и опорно-осевую подвеску тяговых двигателей.

    Постройка тепловозов была организована на Коломенском заводе, электрооборудование поставляли Московский завод «Динамо» и Харьковский электромеханический завод.

    С 1930г. по 1937г. Коломенский завод построил несколько десятков тепловозов «Оэл-6; Оэл-7; Ээл-5; Ээл-8; ВМ», которые работали на Ашхабадской дороге, где эксплуатация паровозов была затруднена.

В марте 1937 г. Народный комиссариат путей сообщения прекратил заказы на тепловозы, заменив их паровозами.

    Сразу же после окончания Великой отечественной войны на базе Харьковского завода транспортного машиностроения ХЗТМ началось строительство тепловозов.

В 1947 г. завод построил свои первые тепловозы серии ТЭ1.

В 1948 г. был создан двухсекционный тепловоз ТЭ2.

С 1955 г. ХЗТМ серийно выпускал тепловозы ТЭЗ.

Особенно большое развитие тепловозная тяга получила начиная с 1956 г. когда было признано необходимым заменить паровозы тепловозами и электровозами.

С 1957 г. тепловозы ТЭЗ выпускались серийно тремя заводами ХЗТМ; ВТЗ (Ворошиловград, сейчас Луганск); и КТЗ (Коломна).По мере расширения опыта заводы специализировались. В настоящее время ВТЗ не выпускает грузовые тепловозы, в связи с военными действиями.

Заводы РФ выпускающие тепловозы:

Коломенский завод выпускает пассажирские тепловозы, электровозы.

Брянский и Людиновский — маневровые тепловозы.

Муромский завод - промышленные тепловозы.

Калужский завод выпускает маневрово-промышленные тепловозы.

Камбарский завод выпускает тепловозы для узкоколейных дорог.

    В начале 60-х годов были разработаны проекты тепловозов мощностью 220 кВт в секции с дизелем 10Д 100. Тепловозы серии ТЭ10 различных модификаций составляли основу грузового тепловозного парка. На Коломенском заводе был налажен выпуск пассажирских тепловозов ТЭП 60.

В 80-е годы тепловозостроение ориентировалось на использование четырехтактных дизелей Д49, которые выпускались на КТЗ и были впервые установлены на тепловозе 2ТЭ116. С использованием этих дизелей освоены в производстве тепловозы последнего поколения 2ТЭ121 и ТЭП70 мощностью 300 кВт в секции-

В 1984г. на Луганском тепловозостроительном заводе построены первые опытные образцы тепловоза ТЭ136 мощностью 4400 кВт с 20-цилиндровым дизелем Д49. На КТЗ разработан тепловоз ТЭП80 такой же мощности.

В 1974г. на Людиновском заводе разработан тепловоз ТЭМ7 с мощностью 1470 кВт который предназначен для маневрово-вывозной и горочной работ.

Специалистами Коломенского завода разрабатывается конструкция четырехтактного тепловозного дизеля большей размерности (диаметр цилиндра и ход поршня составляют 320 мм), что позволит получить мощность порядка 450 кВт в 16-ти цилиндрах. Но основе нового дизеля на Брянском тепловозостроительном заводе созданы тепловозы 2ТЭ25А (асинхронный ТЭД переменного тока) и 2ТЭ25К(коллекторный ТЭД постоянного тока).

 


КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЕ СЕРИЙ ТЕПЛОВОЗОВ

Тепловозы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по роду службы их можно разделить на пассажирские, грузовые, маневровые, промышленные и универсальные (грузо-пассажирские, маневрово-вывозные и т.д.). Назначение тепловоза отражается на его характеристиках, конструкции передачи и экипажной части.

по числу секций тепловозы бывают одно, двух, трех и четырехсекционные.

по типу передачи тепловозы делятся на тепловозы с гидравлической и электрической передачами. Промышленные тепловозы малой мощности выполняют и с механической передачей.

В свою очередь электрическая передача может быть постоянного, переменно -постоянного и переменного тока.

по ширине колеи — с нормальной шириной 1520 мм и узкой от 600 до 1100мм.

по числу осей - восьмиосные, шестиосные, четырехосные и трехосные.

по типу экипажной части - тележечные и с жесткой рамой

 

(Тип экипажной части определяет его осевая характеристика, отражающая число, расположение и назначение осей колесных пар. Для тепловозов тележечного типа осевая характеристика представляет собой сочетание цифр, число которых указывает на число тележек в экипаже, а каждая цифра на число осей в тележке).

    Например шестиосный тепловоз ТЭМ18ДМ имеет осевую характеристику Зо— Зо, которая показывает что у тепловоза две трехосные тележки, знак «-» означает что они не сочленены, а индекс «О» показывает что каждая ось имеет индивидуальный привод.

    Серии тепловозов, т.е. группы тепловозов, построенных по одинаковым проектам, принято обозначать сочетанием заглавных букв и цифр,

Первая буква Т- тепловоз.

Вторая буква указывает на тип передачи.

Третья буква говорит о назначении тепловоза (у грузовых тепловозов ее нет)

Цифры указывают на номер серии тепловоза. По номеру серии можно определить завод-изготовитель. Например, номера серий от 1 до 49 отведены магистральным тепловозам, спроектированным ХЗТМ, номера от 50 до 99 присваиваются тепловозам КТЗ, а номера свыше 100 - тепловозам ВТЗ.

 Цифра перед буквенным обозначением указывает на число секций.

    Буква после номера серии указывает либо на модернизированный вариант, либо на завод - изготовитель, если первоначальный вариант тепловоза был изготовлен другим заводом.

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Смазочные материалы значительно уменьшают силу трения, износ, отводят тепло, предотвращают старения, удаляют продукты износа. Передают мощность гидропередача, являются рабочей жидкостью в системах регулировки.

    Трение бывает скольжения и качения, разница в 10 -100 раз. Трение бывает жидкостное и сухое. Сила сухого трения зависит от нажатия поверхностей, шероховатостей и коэффициента сухого трения (в пределах 0.1- 0.5 и более). Коэффициент жидкого трения 0,001-0,01.

 

Классификация смазок:

По происхождению

растительные(хлопковое и конопляновое и др. масла), животные (технический рыбий жир и др.) Минеральные(получают из нефти, угля и торфа), Синтетические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: