Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей Орсе, Париж

внимания на женщин — обнажён­ную, сидящую рядом, и другую, купа­ющуюся в ручье. Картина вызвала бурное негодование публики, не оце­нившей новизны, с которой худож­ник решал чисто живописные зада­чи — изображение человеческих фигур (в том числе обнажённой) в пейзаже, передача ярких красок сол­нечного дня.

«Олимпия» — вариация на тему многих композиций старых масте­ров, посвящённых красоте женско­го тела. Обнажённая девушка лежит, облокотившись на подушку, и смело, без тени смущения, смотрит на зрителя. Выставленная в Салоне 1865 г. картина вызвала скандал. Пи­сатель Эмиль Золя выступил в защи­ту Мане: «Когда наши художники да­ют нам Венер, они исправляют натуру, они лгут. Эдуард Мане спро­сил себя... почему не сказать правду: он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней...».

В 1867 г. Мане открыл собствен­ную выставку в павильоне на площа­ди Альма — своего рода отчёт о де­сятилетнем периоде творчества. Здесь была представлена, в частно­сти, картина «Флейтист» (1866 г.).

Город стал постоянным мотивом произведений Мане. Парижская тол­па, улицы, мастерские художников, кафе и театры — везде и во всём он видел жизнь, достойную воплощения на полотне. На «Портрете Эмиля Зо­ля» (1868 г.) писатель, занятый про­блемами современного искусства, предстаёт перед зрителем окружён­ный многочисленными предмета­ми — японскими гравюрами, репро­дукциями с картин, бумагами и книгами. В композиции «Завтрак в мастерской» (1868 г.) представлены три персонажа: женщина с серебря­ным кофейником, мужчина, сидящий за столом, и юноша на переднем пла­не. Он смотрит вдаль, погружённый в какие-то прекрасные мечты. Фикус в восточной вазе, экзотический шлем и кривая сабля, лежащие на кресле в полумраке комнаты, кажутся вопло­щением его мыслей. Полотно «Бал­кон» (1868 г.) изображает родных и друзей мастера; сидящая женщина в белом — его ученица, художница Берта Моризо.

В конце 60-х гг. творчество Мане привлекло молодых художников-им­прессионистов — Эдгара Дега, Клода Моне, Огюста Ренуара и др. Его мас­терская на время стала центром ху­дожественной жизни. Влияние импрессионистов заставило Мане рисовать на пленэре и сделать палит-

*Пленэр (франц. plein air — «открытый воздух») — в живописи работа художни­ка вне мастерской, с натуры.

322

Эдуард Мане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: