2. Основные направления политики Ивана III. Ведущую роль в политическом объединении Руси сыграл сын Василия Тёмного Иван III (1462–1505). Именно в его правление складывается территория единого государства.
Заключительным этапом объединения можно считать присоединение Ростовского, Ярославского, Тверского и некоторых других княжеств, а также Новгородской республики. Присоединение этих территорий происходило разными путями.
Наиболее сложной задачей оказалась ликвидация самостоятельности Великого Новгорода. Новгородское боярство во главе с Марфой Борецкой заключило договор с литовским князем, соглашаясь перевести Новгород в вассальную зависимость от Литвы. Кроме этого, после смерти архиепископа новгородцы отправили нового кандидата для возведения в сан в Киев, который находился в составе Великого княжества Литовского. Обвинив своих противников в отступлении от православия, Иван III организовал в 1471 г. поход и одержал победу на реке Шелони. Новгород принял на себя обязательство согласовывать свою внешнюю политику с Москвой, великий князь московский признавался верховным судьёй. Таким образом, оставаясь формально суверенным государством, Новгород терял все основные механизмы власти. В 1478 г. в результате нового московского похода новгородцы капитулировали окончательно. Марфа Борецкая была арестована, новгородские бояре переселены в центр страны, а вечевой колокол увезён в Москву. «Колоколу не бити, посаднику не быти, а государство всё нам держати» — так завершилась история Великого Новгорода. В 1485 г. военным путём было присоединено к Москве и Тверское княжество.
|
|
Отправка Марфы Посадницы и вечевого колокола в Москву. Художник А.Д. Кившенко. 1896 г.
68
В силу нерешённости пограничного вопроса долго продолжали оставаться напряжёнными отношения с Великим княжеством Литовским. Кроме того, стало известно, что православным князьям, вотчины которых находились на территории Литвы, пытаются навязать католичество. Это давление не обошло и дочь Ивана III Елену, которая была женой литовского князя. В 1500 г. началась русско-литовская война, в результате которой в 1503 г. к Москве отошли черниговские и стародубские земли, города Гомель и Брянск.
Росту политического влияния великого князя способствовал его брак с греческой царевной Софией (Зоей) Палеолог. В 1453 г. Византийская империя пала под напором турок-османов. София была племянницей последнего её императора. Брак с ней, заключённый в 1472 г., придал Ивану III статус наследника византийских императоров. Не случайно герб Московского государства — двуглавый орёл — был заимствован именно у Византии. На оборотной стороне печати Ивана III мы видим изображение московского герба: всадника, поражающего копьём змея. Так в символике молодого государства была закреплена идея преемственности власти московских государей от византийских императоров. Позднее Иван III принял титул государя всея Руси.
|
|
Важной вехой в становлении государственности стало принятие в 1497 г. общерусского свода законов — Судебника Ивана III, часто называемого великокняжеским. Судебник содержал статьи о центральном и местном суде, а также статьи, определяющие основные нормы уголовного и гражданского права.
При Иване III начала складываться система управления централизованным государством.
69
Политический строй Московского государства в XV–XVI вв. был близок к сословно-представительной монархии. Во главе страны стоял великий князь. Свои полномочия монарх разделял с Боярской думой, состоявшей из представителей высшей аристократии. Существовали два думных чина: боярин и окольничий. Позже дума стала пополняться людьми менее знатного происхождения: дворянами и дьяками (чиновниками). Основу государственного аппарата составляли Дворец и Казна. Система местного управления строилась на принципе кормления: великокняжеские наместники получали право на часть судебных пошлин и налогов, собираемых на управляемых ими территориях. Кормления вели к многочисленным взяткам и злоупотреблениям чиновников.
3. Освобождение Руси от ордынской зависимости. Важным достижением внешней политики Ивана III была ликвидация ордынского владычества. К этому времени Золотая Орда ослабла и почти распалась. В 1476 г. московский князь отказался подчиняться ордынскому хану. Готовясь к неизбежному столкновению с Ордой, Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем.
Иван III разрывает ханскую грамоту. Художник Н.С. Шустов. 1862 г.
Летом 1480 г. ордынский хан Ахмат выступил в поход против Москвы. Ордынцы встретились с основными силами русских на берегах реки Угры (приток Оки). Попытки ордынцев форсировать Угру окончились неудачей, ханские войска были отброшены. Войска встали друг против друга по берегам реки. Время шло, но ни одна из сторон не предпринимала решительных действий. В русском лагере стали распространяться слухи о нерешительности и даже трусости великого князя. Но Иван III понимал, что время Орды ушло, и не хотел жертвовать своими воинами. Из-за выпавшего в начале ноября снега татарским коням угрожала полная бескормица. Не решившись дать большое сражение, Ахмат увёл свои войска. Таким образом, Русь была избавлена от длившегося почти два с половиной столетия ордынского господства. События осени 1480 г. вошли в историю как «стояние на Угре». В самом начале XVI в. Золотая Орда окончательно сошла с исторической арены.
70
4. Зарождение теории «Москва — Третий Рим». В правление Ивана III появились предпосылки для обоснования идеологической концепции молодого государства «Москва — Третий Рим».
Идеи новой роли Москвы в геополитическом пространстве Европы начинают формироваться после 1439 г., когда была заключена знаменитая Флорентийская уния между Католической и Православной церквями. Последовавшее за этим падение Византийской империи в 1453 г. воспринималось православными как наказание за соглашение с католиками. В этих условиях Московское государство осталось единственным православным государством, что порождало совершенно особую ответственность за судьбы православия. Религиозный характер концепции сводился к защите Москвой чистоты православной веры.
Падение духовного авторитета Византии вело и к политическому размежеванию. Совершив предательство по отношению к вере, кесари не могли претендовать и на власть политическую. Именно такой взгляд способствовал тому, что брак Ивана III с Софией Палеолог не воспринимался в Москве как неравноправный, скорее наоборот, московский князь «брал за себя» принцессу-бесприданницу. В геополитическом пространстве Европы русский государь должен был восприниматься как законный наследник и преемник Византии.
|
|
Нельзя не заметить и эсхатологические настроения, нашедшие своё отражение в теории «Москва — Третий Рим». Ожидание конца света и Страшного суда заставляло людей Средневековья совершенно по-особому смотреть на свою земную жизнь, на её соответствие принципам христианского вероучения.
В завершённом виде концепция будет сформулирована уже после смерти Ивана III в посланиях монаха Филофея. «Ведайте, все христолюбцы и боголюбцы, как все христианские царства пришли к концу и сошлись в единое царство нашего Государя: два Рима пали, а третий (Москва. — Авт.) стоит, а четвёртому не быти. …Выше писал и ныне глаголю: внемли, благочестивый царь, как православная вера сошлась в твоё единственное царство; один ты во всей поднебесной христианский царь, и твоё христианское царство иным не станется».
71