Русское государство во второй половине XV – начале XVI века. Карта

2. Основные направления политики Ивана III. Ведущую роль в политическом объединении Руси сыграл сын Василия Тёмного Иван III (1462–1505). Именно в его правление складывается территория единого государства.

Заключительным этапом объединения можно считать присоединение Ростовского, Ярославского, Тверского и некоторых других княжеств, а также Новгородской республики. Присоединение этих территорий происходило разными путями.

Наиболее сложной задачей оказалась ликвидация самостоятельности Великого Новгорода. Новгородское боярство во главе с Марфой Борецкой заключило договор с литовским князем, соглашаясь перевести Новгород в вассальную зависимость от Литвы. Кроме этого, после смерти архиепископа новгородцы отправили нового кандидата для возведения в сан в Киев, который находился в составе Великого княжества Литовского. Обвинив своих противников в отступлении от православия, Иван III организовал в 1471 г. поход и одержал победу на реке Шелони. Новгород принял на себя обязательство согласовывать свою внешнюю политику с Москвой, великий князь московский признавался верховным судьёй. Таким образом, оставаясь формально суверенным государством, Новгород терял все основные механизмы власти. В 1478 г. в результате нового московского похода новгородцы капитулировали окончательно. Марфа Борецкая была арестована, новгородские бояре переселены в центр страны, а вечевой колокол увезён в Москву. «Колоколу не бити, посаднику не быти, а государство всё нам держати» — так завершилась история Великого Новгорода. В 1485 г. военным путём было присоединено к Москве и Тверское княжество.

Отправка Марфы Посадницы и вечевого колокола в Москву. Художник А.Д. Кившенко. 1896 г.

68

В силу нерешённости пограничного вопроса долго продолжали оставаться напряжёнными отношения с Великим княжеством Литовским. Кроме того, стало известно, что православным князьям, вотчины которых находились на территории Литвы, пытаются навязать католичество. Это давление не обошло и дочь Ивана III Елену, которая была женой литовского князя. В 1500 г. началась рус­ско-литовская война, в результате которой в 1503 г. к Москве отошли черниговские и стародубские земли, города Гомель и Брянск.

Росту политического влияния великого князя способствовал его брак с греческой царевной Софией (Зоей) Палеолог. В 1453 г. Византийская империя пала под напором турок-османов. София была племянницей последнего её императора. Брак с ней, заключённый в 1472 г., придал Ивану III статус наследника византийских императоров. Не случайно герб Московского государства — двуглавый орёл — был заимствован именно у Византии. На оборотной стороне печати Ивана III мы видим изображение московского герба: всадника, поражающего копьём змея. Так в символике молодого государства была закреплена идея преемственности власти московских государей от византийских императоров. Позднее Иван III принял титул государя всея Руси.

Важной вехой в становлении государственности стало принятие в 1497 г. общерусского свода законов — Судебника Ивана III, часто называемого великокняжеским. Судебник содержал статьи о центральном и местном суде, а также статьи, определяющие основные нормы уголовного и гражданского права.

 

При Иване III начала складываться система управления централизованным государством.

69

Политический строй Московского государства в XV–XVI вв. был близок к сословно-представительной монархии. Во главе страны стоял великий князь. Свои полномочия монарх разделял с Бояр­ской думой, состоявшей из представителей высшей аристократии. Существовали два думных чина: боярин и окольничий. Позже дума стала пополняться людьми менее знатного происхождения: дворянами и дьяками (чиновниками). Основу государственного аппарата составляли Дворец и Казна. Система местного управления строилась на принципе кормления: великокняжеские наместники получали право на часть судебных пошлин и налогов, собираемых на управляемых ими территориях. Кормления вели к многочисленным взяткам и злоупотреблениям чиновников.

3. Освобождение Руси от ордынской зависимости. Важным достижением внешней политики Ивана III была ликвидация ордын­ского владычества. К этому времени Золотая Орда ослабла и почти распалась. В 1476 г. московский князь отказался подчиняться ордынскому хану. Готовясь к неизбежному столкновению с Ордой, Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем.

Иван III разрывает ханскую грамоту. Художник Н.С. Шустов. 1862 г.

Летом 1480 г. ордынский хан Ахмат выступил в поход против Москвы. Ордынцы встретились с основными силами русских на берегах реки Угры (приток Оки). Попытки ордынцев форсировать Угру окончились неудачей, ханские войска были отброшены. Вой­ска встали друг против друга по берегам реки. Время шло, но ни одна из сторон не предпринимала решительных действий. В русском лагере стали распространяться слухи о нерешительности и даже трусости великого князя. Но Иван III понимал, что время Орды ушло, и не хотел жертвовать своими воинами. Из-за выпавшего в начале ноября снега татарским коням угрожала полная бескормица. Не решившись дать большое сражение, Ахмат увёл свои войска. Таким образом, Русь была избавлена от длившегося почти два с половиной столетия ордынского господства. События осени 1480 г. вошли в историю как «стояние на Угре». В самом начале XVI в. Золотая Орда окончательно сошла с исторической арены.

70

4. Зарождение теории «Москва — Третий Рим». В правление Ивана III появились предпосылки для обоснования идеологической концепции молодого государства «Москва — Третий Рим».

Идеи новой роли Москвы в геополитическом пространстве Европы начинают формироваться после 1439 г., когда была заключена знаменитая Флорентийская уния между Католической и Православной церквями. Последовавшее за этим падение Византийской империи в 1453 г. воспринималось православными как наказание за соглашение с католиками. В этих условиях Московское государство осталось единственным православным государством, что порождало совершенно особую ответственность за судьбы православия. Религиозный характер концепции сводился к защите Москвой чистоты православной веры.

Падение духовного авторитета Византии вело и к политическому размежеванию. Совершив предательство по отношению к вере, кесари не могли претендовать и на власть политическую. Именно такой взгляд способствовал тому, что брак Ивана III с Софией Палеолог не воспринимался в Москве как неравноправный, скорее наоборот, московский князь «брал за себя» принцессу-бесприданницу. В геополитическом пространстве Европы русский государь должен был восприниматься как законный наследник и преемник Византии.

Нельзя не заметить и эсхатологические настроения, нашедшие своё отражение в теории «Москва — Третий Рим». Ожидание конца света и Страшного суда заставляло людей Средневековья совершенно по-особому смотреть на свою земную жизнь, на её соответствие принципам христианского вероучения.

В завершённом виде концепция будет сформулирована уже после смерти Ивана III в посланиях монаха Филофея. «Ведайте, все христолюбцы и боголюбцы, как все христианские царства пришли к концу и сошлись в единое царство нашего Государя: два Рима пали, а третий (Москва. — Авт.) стоит, а четвёртому не быти. …Выше писал и ныне глаголю: внемли, благочестивый царь, как православная вера сошлась в твоё единственное царство; один ты во всей поднебесной христианский царь, и твоё христианское цар­ство иным не станется».

71

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: