Уильям Холмен Хант. Риенци. 1849 г. Частное собрание

Здесь изображён эпизод из романа англий­ского писателя Эдуарда Булвер-Литтона «Риенци, последний римский трибун» (1835 г.), посвящённого событиям средневе­ковой итальянской истории. Герой романа Кола Риенци, благородный молодой человек, спас Папу Римского во время заговора знат­ных римлян. Из мести они убили его малень­кого брата. На картине Риенци клянётся над телом умирающего отомстить. Известно, что Риенци художник написал с Данте Габриэла Россетти, его сподвижника рыцаря Адриана, стоящего на коленях слева, — с Миллеса, а окружающий пейзаж — непосредственно с натуры.

журнале «Росток». Благодаря ему к концу 1850 г. о прерафаэлитах знали не только в академии, но и за её пределами.

Вскоре к прерафаэлитам присо­единились художник Джеймс Коллинсон (1825—1881), скульптор Томас Вулнер (1825—1892), а также Фредерик Джордж Стивенс (1829—1907) и брат Данте Габриэла Уильям Майкл Россетти (1829—1919). Двое последних позднее стали писателя­ми и художественными критиками. Прерафаэлиты отказались от ака­демических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Художники полагали, что нельзя изображать посторонних лю-

Джон Эверетт Миллес. Изабелла. 1849 г. Галерея Уокер, Ливерпуль.

Картина создана по мотивам стихотворения английского поэта-романтика Джона Китса «Иза­белла, или Горшок с базиликом». (Оно в свою оче­редь написано на сюжет новеллы из произведения итальянского писателя эпохи Раннего Возрождения Джованни Боккаччо «Декамерон»). Прелестная Иза­белла склоняется к своему возлюбленному Лоренцо, предлагающему ей половинку апельсина. Влюблён­ные поглощены друг другом и не замечают злобных взглядов братьев Изабеллы. Один из них, сидящий напротив девушки, ухмыляется и пинает её собаку. За внешне спокойными позами братьев скрыт дра­матический конфликт. Они ненавидят Лоренцо и замышляют кровавое убийство. Миллес, так же как и Хант, писал всех персонажей с друзей и родствен­ников. В мужчине, вытирающем губы, он изобразил своего отца, в Изабелле — невестку, в молодом че­ловеке, пьющем вино, — Данте Габриэла Россетти.

350

дей, поэтому всегда выбирали в ка­честве моделей друзей или родст­венников. Они внесли изменения и в традиционную технику живописи: использовали чистые цвета, писали без подмалёвка по сырому белому грунту. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали компози­цию, наносили слой белил и убира­ли из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх бе­лил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила до­биться ярких, свежих тонов и оказа­лась такой долговечной, что их ра­боты сохранились в первозданном виде до наших дней.

Воспринимая христианство как духовное начало, возвышающее ис­кусство, прерафаэлиты обратились к сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. В 1850 г. Данте Габриэл Россетти выставил полотно «Ессе ancilla domini» (лат. «Слуга Господня», 1850 г.), на котором изо­бразил Благовещение. В пустой ком­нате на узком ложе, прижавшись к стене и потупив взор, сидит юная Мария. Перед Ней стоит прекрасный архангел, о небесном происхожде­нии которого говорят нимб над го­ловой и язычки пламени под нога­ми. В правой руке у Гавриила белая лилия, к ней прикован заворожён­ный взгляд Марии, левой рукой ар­хангел посылает Ей весть — поток Божественной, животворящей энер­гии. Над его рукой парит голубь — символ Святого Духа. Перед ложем Марии — станок с уже вышитой на алой ткани лилией. Работа не понра­вилась публике: художника обвини­ли в подражании старым итальян­ским мастерам.

Одновременно Миллес показал на выставке Королевской академии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: