Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

степенно расположившиеся у стены, за­няты собственной скудной трапезой. Они представляют главный интерес для мастера, создавшего в этом полотне целую галерею образов деревенских жителей.

Самая известная картина Василия Максимовича Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьян­скую свадьбу» (1875 г.). Сюжет выбран на редкость удачно: показаны яркие сто­роны народного быта — свадебный об­ряд и вера в колдовство. Очевиден обличительный смысл (тогда это было почти обязательным требованием к про­изведению искусства) — суеверие и непросвещённость крестьянства. К тому же на всём лежит некий отблеск страш­ной сказки. Колдуна, похоже, не пригла­шали, теперь ему спешат угодить, а он смотрит с мрачным торжеством. Игра

366

умное и волевое лицо с присталь­ным взглядом. Здесь нет ничего, что связывалось бы с привычными представлениями о художнике, зато Крамской передал в собственном облике типичные черты разночин­ца 60-х гг. Именно так, по воспоми­наниям художника Ильи Ефимови­ча Репина, и выглядел в то время

Крамской: «Вместо прекрасного бледного профиля у этого было худое, скуластое лицо и чёрные гладкие волосы вместо каштановых кудрей до плеч, а такая трёпаная, жидкая бородка бывает только у студентов и учителей».

Известным Крамского сделала работа «Христос в пустыне» (1872 г.).

*Разночинцы — в конце XVIII—XIX вв. образованные люди, происходившие не из дворян, а из других сословий: духовенства, купе­чества, крестьянства и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: