Владимир Маковский. На бульваре. 1886—1887 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

света и тени в плохо освещённой избе усиливает зловещее впечатление и при­обретает значение символа (молодо­жёны — в световом пятне, а колдун как бы распространяет вокруг себя тьму). Владимир Егорович Маковский (1846—1920) работал почти исключи­тельно в жанровой живописи. В одной из лучших работ, «На бульваре» (1886—1887 гг.), художник изобразил конкретное место — Тверской бульвар в Москве. Содержание картины прочи­тывается без труда: крестьянка с мла­денцем приехала к мужу, который, ви­димо, довольно давно уехал в город на заработки. Душой он совершенно отда­лился от семьи и родной деревни. По случаю приезда жены он, конечно, вы­пил, а разговаривать с ней ему не о чем. Тупо глядя в пространство, он что-то наигрывает на гармони. И несчаст­ная женщина понимает: мужа у неё всё равно что нет, ни она, ни ребёнок ему больше не нужны... Всю эту длинную и несколько сентиментальную историю мастер передаёт лишь двумя фигурами, сидящими на скамейке осеннего мос­ковского бульвара.

Николай Александрович Ярошенко (1846—1898) написал довольно много полотен, но известность ему принес­ла картина «Всюду жизнь» (1887— 1888 гг.). Её сюжет не столь однозначен, как у Маковского. Кто эти люди в зарешеченном вагоне? В дверном проёме маячит фуражка: видимо, это охранник. Ссыльные? Преступники? Ясно одно: им несладко приходится на свете, но они умеют радоваться жизни.

Многие жанровые полотна пере­движников кажутся несколько прямоли­нейными и «повествовательными». Но лучшие из них и сейчас способны вол­новать зрителя.

Николай Ярошенко.

Всюду жизнь. 1886—1887 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

367

Иван Крамской.

Христос в пустыне. 1872 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: