Государственная Третьяковская галерея, Москва

с боярыней вклиниваются в толпу. Морозова и народ — такова тема картины.

Бледное лицо Морозовой со впа­лыми щеками и фанатичным блес­ком глаз прекрасно и страшно одно­временно. Во всём облике боярыни, которая левой рукой вцепилась в са­ни и высоко подняла правую со сложенным двуперстием, — и ог­ромная внутренняя сила, и неимо­верное нервное напряжение.

Как народ встречает неистовую раскольницу? Разглядывая группу слева от саней, зритель прежде все­го замечает недоброжелательство: злорадствует поп, смеётся купец. Од­нако в толпе явно больше тех, кто со­чувствует героине: поднимает два перста юродивый, кланяется Морозо­вой барышня в жёлтом платке, моло­дая монахиня выглядывает из-за её спины. Объединяет всех движение, нарастающее к центру: юродивый сидит на снегу, нищенка встаёт на ко­лени и тянется к Морозовой, сестра боярыни, Евдокия Прокопиевна Уру­сова, идёт рядом с санями, а слева за ними во весь дух бежит мальчишка.

Очень интересен колорит карти­ны. В центре чёрное пятно одежды Морозовой рядом с красным нарядом Урусовой: на фоне белого сне­га создаётся тревожное контрастное сочетание. А вокруг толпа, изобра­жённая необыкновенно красочно и даже празднично: жёлтое, красное, голубое, малиновое... Но все эти яр­кие пятна смягчены и объединены мягким рассеянным светом. В карти­не ощущается голубоватая дымка влажного воздуха.

В отличие от предшествующих работ Сурикова «Взятие снежного городка» (1890 г.) — не историческое полотно, а жанровое, не трагическое,

Василий Суриков.

Взятие снежного городка. 1890 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

387

а полное заразительного веселья. Но снова художник любовно изобра­жает русские лица, пёстрые народ­ные одежды, нарядную сбрую лоша­ди, морозный воздух.

В 90-х гг. Суриков написал баталь­ные полотна «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.) и «Переход Суво­рова через Альпы» (1899 г.), создал ещё несколько исторических картин и множество пейзажей, преимущест­венно городских; в начале XX в. он много работал как портретист.

По словам художника и истори­ка искусства Александра Николаеви­ча Бенуа, «значение Сурикова... для русского общества огромно и всё ещё недостаточно оценено и поня­то... Лишь очень редкие художники, одарённые почти пророческой... мистической способностью, могут перенестись в прошлое... разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь... Для них далёкое прошлое

целого народа все еще ясно, все ещё теперь, всё ещё полно прелес­ти, смысла и драматизма».

Василий Суриков.

Переход Суворова через Альпы. 1899 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ

(1848—1926)

Виктор Михайлович Васнецов, по картинам которого многие до сих пор представляют себе персонажей русских сказок и былин, как будто самой судьбой был предназначен для этой роли. Он происходил из за­поведной глубины России: родился в Вятской губернии и в Вятке про­вёл детство — среди подлинно рус­ской природы и живого фольклора. Его отец был сельским священни­ком, а религиозная среда прочно со­храняла традиционные мировоз­зрение и уклад жизни.

Когда Васнецов учился в Петер­бурге (сначала в Рисовальной шко­ле, потом в Академии художеств), он много раз иллюстрировал книги. Эта работа оказалась для него необычайно полезной. То Васнецо­ву попадается книга об Оружейной палате — и художник, сделав точные изображения старинного оружия, приобретает глубокие познания в этой области, то он иллюстрирует сказки в народном духе — и получа­ется как бы первая репетиция буду­щих картин.

Однако общее течение совре­менной художественной жизни не благоприятствовало сказочным сюжетам. В искусстве царил быто­вой жанр, и ранние работы Васнецо­ва были именно такими.

Известность художнику принес­ла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.). Необычен и смел сам её замысел: по­казать не события, а образ, суть «Слова о полку Игореве». Половцы победили, и дерущиеся за мертвечи­ну стервятники не дают забыть о страшной цене, которую запла­тило русское воинство. Но павшие не выглядят побеждёнными. Спокой­ная мощь видна в фигуре богатыря в левой части картины; прекрас­ный юноша со стрелой в груди как

*«Слово о полку Игореве» — памятник древнерус­ской литературы конца XII в. В основе сюжета — неудач­ный поход князя новгород-северского Игоря Святосла­вича (1150-1202) в союзе с другими князьями против половцев.

388

 

Виктор Васнецов.

После побоища Игоря

Святославича

С половцами. 1880 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: