Государственная Третьяковская галерея, Москва

будто спит, почти иконописное ли­цо его спокойно и сосредоточенно.

Критика и публика встретили эту картин}неодобрительно: очень мно­гое было в ней непривычно. К тому же перемена творческого облика Васнецова казалась нелепой причу­дой. Однако художник уже нашёл свою тему в искусстве и бросать её не собирался. За первой картиной последовали полотна «Алёнушка» (1881 г.), «Витязь на распутье» (1882 г.), «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.) и др.

Самое знаменитое произведение Васнецова — «Богатыри» (1881 — 1898 гг.). Любой зритель свободно назовёт всех троих по именам, а ведь это совсем не иллюстрация к из­вестному сюжету (в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович действуют чаще всего по­рознь). Однако ни у кого не возника­ет сомнения, что в центре — Илья Муромец. Он воплощает силу, исто­ки которой — в русской земле.

У Ильи с руки свисает палица, Добрыня Никитич держится за меч. Палица у древних воинов предна­значалась только для смертельной схватки, меч же не просто оружие, а

древний символ доблести и чести. Силы у Добрыни, наверное, меньше, чем у Ильи, однако в нём есть то, что в старину называли «вежеством»: душевная ясность, благородство. У Алёши Поповича в руках лук —

Виктор Васнецов.

Алёнушка. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

389

 

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881—1898 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: