Святой Игнатий Лойола в раю. 1691—1694 гг. Церковь Сант-Иньяцио, Рим

Во второй половине XVII в. плафон­ная живопись барокко достигла расцвета. В это время появились лучшие про­изведения художника Джованни Баггиста Гаулли (1639—1709), по про­звищу Бачичча. Очень выразителен пла­фон римского храма Иль-Джезу «Три­умф имени Иисуса» (70-е — начало 80-х гг. XVII в.). На нём изображены не только возносящиеся в рай правед­ники, но и низвергающиеся в ад грешни­ки. Фигуры грешников художник смело разместил за пределами свода: кажется, что они падают вниз — в реальное про­странство. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствую­щие вовлекаются в некое мистическое действо. Самая замечательная деталь росписи — это свет, исходящий от монограммы (сплетённых в вензель начальных букв имени) Иисуса Христа. Все краски словно переливаются в этих лучах, рождая атмосферу тонкой худо­жественной игры, сочетающей свет ре­альный и свет изображённый.

Характерный приём живописи ба­рокко — «прорыв» в заоблачную высь — мастерски применил художник

Андреа Поццо (1642—1709) в лучшей своей фреске «Святой Игнатий Лойола в раю» (1691—1694 гг.) церкви Сант-Иньяцио в Риме. Картину небесного торжества святых обрамляет изобра­жение архитектурных деталей, кото­рые продолжают реальную архитекту­ру храма. Благодаря этому сцена кажется вознесённой на головокружи­тельную высоту. Поццо изобрёл мно­жество новых ракурсов — в огромной композиции очень мало повторяю­щихся поз и разворотов.

Последним известным представи­телем монументальной живописи ба­рокко стал Лука Джордано (1632— 1705). Современники называли его «быстрым Лукой», потому что огром­ные росписи он выполнял в удивитель­но короткие сроки. Из всех мастеров он наименее интересен: в его произ­ведениях механически смешиваются разные стили без какого бы то ни было серьёзного осмысления. Однако именно Лука Джордано, работавший во многих городах, способствовал распространению стиля барокко за пределами Рима.

18

Барокко

1 — Шкаф. Конец XVII в. Германия;

2 — Стул. XVII в. Испания;

Атлант в Цвингере. 1711—1722 гг.

Дрезден;

Сосуд в виде льва.

Первая половина XVII в. Аугсбург;

5 — Дверной замок;

Ключ.

19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: