Тема № 13: Эстетические теории и художественные принципы развития искусства конца ХIХ – ХХ века

Лекция № 13. Факторы, влияющие на развитие эстетической мысли: идеологические, философские, научные и художественные. Ощущение утраты целостного представления о мире, усиление индивидуализма, чувство свободы, отчаяние одиночества и стремление к обретению гармонии. Позиция противостояния буржуазной действительности, массовому сознанию от нигилистического отрицания до экзистенционального пессимизма. Методологическое разнообразие и неоднородность эстетических концепций. Развитие традиционных и новационных идей в эстетике конца XIX- XX века.

Феноменологическая эстетика Э.Гусерля и Р.Ингардена как учение о предметах (феноменах) в их чувственном восприятии. Интуиция как важнейший способ постижения истины и ее эстетическое значение.

Экзистенциональная эстетика ХХ века ( Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю, Бердяев и др.). Жизнь как трагедия существования. Особенности религиозного и атеистического направлений в экзистенциализме. Проблемы свободы, выбора, одиночества и возможность прорыва в творчестве.

Эстетика марксизма. Диалектический материализм как основа философской концепции. Проблема исторического развития художественного чувства в эстетике К.Маркса. Роль труда в процессе эстетического развития человечества. Специфика эстетического отношения к действительности и основные эстетические принципы в трудах Г.Плеханова.

Позитивизм и неопозитивизм (Конт, Моррис) о необходимости позитивного знания в эстетике. Язык как главный объект исследования. Анализ Эстетической терминологии, отсутствие интереса к содержательной стороне искусства. Продолжение теории позитивизма в значении исследования языка, знака и текста в герменевтике и структурализме. Г.Г.Гадамер о трех периодах в развитии искусства (подражание, выражение и язык).

Фрейдизм и неофрейдизм. З. Фрейд итеоретические основы психоанализа. Теория бессознательного. Понятия «либидо», «сублимация», «сверх-я», «эдипов комплекс» и др. Значение «цензуры» и «табу» в бытии культуры. Искусство и творчество как сублимации либидо. Расширение понятия «бессознательного» (Хорни, Салливан, Фромм). К.Юнг и понятие «архетип». Типологизация творчества (визионарное и психологическое).

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Раздел III. Эстетический мир техногенной цивилизации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: