Тема № 9: Амбивалентность рационального и эмоционального в менталитете эпохи Нового времени

Лекция № 9. Историко-культурологический смысл понятия «Новое время». Барокко и Классицизм как выражение кризиса эстетического идеала Возрождения. Рационализм как философская основа эстетики Классицизма. Декарт и Буало. История термина «классицизм». Культурно-исторические факторы формирования классицизма (тридцатилетняя война, движение Реформации и контрреформации и др.). Проблема отношения классицизма к Античности: «за» и «против». Рене Декарт: значение картезианства в формировании концепции классицизма. Разум как определяющий и регламентирующий закон классицизма.

Эстетические правила классицизма: три единства, иерархия жанров, типический характер. Ориентация на искусство Античности (высокую классику Древней Греции). Основные принципы классицизма: гармония общественного и личного, моральный закон выше чувства, страсти и влечения. Искусство как отражение этих теоретических принципов. Нормативность, иерархизм, рационализм и систематизм, выражавшиеся в композиционной целостности, ясности, завершенности и уравновешенности форм, в их архитектоничности и идеальной соразмерности друг другу. Форма гармонична, ее конструктивные членения легко просчитываются.

Дворцово-парковое искусство и эстетика придворной жизни (при абсолютизме) как практическое воплощение теоретических принципов классицизма.

Ампир как догматический классицизм. Стилизация жизни по античным образцам. Следование патетике, а не удобству и уюту.

Судьба классицизма в России (Ломоносов, Державин). Стилистические особенности русского классического и неоклассического искусства. Особенности русского архитектурного классицизма (М. Казаков). Особенности московского «ампира», черты камерности, лиризма.

Основные термины классицизма: «долг», «честь», «достоинство». Доминирующие виды искусств и доминантные проблемные вопросы эпохи.

Практическое занятие № 9.

Вопросы для обсуждения:

1. Эстетические принципы маньеризма.

2. Эстетические принципы барокко. Особенности барокко в западноевропейском искусстве.

3. Особенности барочного искусства в России.

4. Социально-культурные предпосылки возникновения классицизма.

5. Основные эстетические принципы классицизма. Трактат Н.Буало «Поэтическое искусство».

6. Особенности искусства эпохи классицизма.

7.  Эстетика садово-парковых ансамблей эпохи классицизма.

8. Судьба классицизма в России. 

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.

Тема № 10: Эстетическое сознание эпохи Просвещения

Лекция № 10. Общая характеристика Просвещения как специфической культурной эпохи. Социально-культурные предпосылки возникновения просветительского движения и его масштаб. Особенности общественного сознания: общая характеристика. Специфика концептуального подхода к сущности мироздания и предназначения человека. Атеизм как одна из характеристик мировоззренческой системы Просвещения. Значение атеистических идей в переосмыслении значения личности. Благородная разумность во всех видах искусства.

Английская школа просвещения (Локк, Юм, Бёрк, Шефтсбери, Аддисон  и др.). Особенности: умеренный либерализм, склонность к компромиссу, реалистичность. Антипуританская направленность. Нравственные основы эстетики: искусство как путеводитель к высокой нравственности. Значение и особенности художественной критики. Особенности просветительской деятельности: выпуск сатирико-нравоучительных журналов для «среднего человека», рождение просветительского типа романа (романа-биографии, романа-жизнеописания). Основные эстетические проблемы: воображение, эстетический вкус, образованность, эстетическое воспитание, психологические основы творчества. Особенности просветительского движения. Значение литературы, эстетики салонов и издательской деятельности в становлении английской школы.

Особенности французского Просвещения (Дюбо, Вольтер, Дидро, Руссо и др .): его «исторический оптимизм», трактовка искусства в качестве неотъемлемого элемента социальной системы и важного средства просвещения «третьего сословия», установка на дидактический характер художественных произведений (в частности, философской повести и «слезливой комедии»). Теоретический и практический максимализм и изысканность. Искусство и общественный прогресс. Проблема толерантности. Основные эстетические проблемы: вкус и влияние моды, талант и гений, изящное, эстетическое воспитание, проблема художественной правды, народность искусства и идеи его демократизации. Особенности просветительской деятельности. Значение салонов. Первая французская энциклопедия: вклад энциклопедистов в демократизацию искусства и активацию его воспитательной роли в жизни общества.

Специфика немецкого Просвещения (Баумгартен, Лессинг): склонность к порядку и точности и попытка систематизации основных эстетических понятий. Значение трудов Винкельмана и Лессинга для понимания логики исторического развития искусства и эволюции художественных стилей. Основные эстетические проблемы: определение области эстетики, критерии оценки художественных произведений, диалектика формы и содержания, классификация видов искусств. Выделение эстетики в самостоятельную философскую науку и утверждение искусства в качестве особой формы познания.

Судьба просвещения в России: преемственность европейским традициям. Значение идеи нерасторжимости красоты и добра в эстетике Державина, Карамзина, Радищева.

Основные термины эпохи Просвещения: «эстетический вкус», «просвещенное сознание», «изящное», «этикет», «воспитание», «воля» и др. Доминирующие виды искусств и доминантные проблемные вопросы эпохи.

Практическое занятие № 10.

1. Эстетические принципы английского Просвещения.

2. Особенности эстетики Просвещения во Франции.

3. Эстетические особенности Просвещения в Германии.

4. Судьба Просвещения в России. 

Самостоятельная работа.

Работа с литературой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: