I. Орг. момент. Мотивация.
II. Проверка домашнего задания
– Что было задано на дом?
– Что надо было выполнить в упражнении?
- Проверим, как вы выполнили домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте (учитель выборочно проверяет тетради).
– Оцените выполненную работу
III. Постановка учебной задачи. Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем.
– Откройте учебник на стр. 12–13. Прочитайте название раздела и темы урока.
– Что означают слова, составляющие название темы и раздела?
– Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике на стр. 11, чему будем учиться в ходе изучения раздела и темы.
– Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на уроке:
• Типы текстов. Умение их определять.
• Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Умение определять цель высказывания и интонацию предложения.
• Обращение. Умение находить в предложении обращения.
• Простые и сложные предложения. Умение их различать.
• Словосочетание. Умение выделять словосочетания в предложении.
• Умение разбирать предложение по членам.
• Умение грамотно расставлять знаки препинания в предложении.
– На какие вопросы вы можете дать ответы? Какие вопросы вызывают у вас затруднения?
IV. Минутка чистописания. Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений.
– Посмотрите на доску. Элементы, каких букв будем прописывать?
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
V. Изучение нового материала.
Комментированный словарный диктант. Работа над словами с непроверяемым написанием
Учитель произносит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово под диктовку: «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо».
– В каких случаях человек использует в речи слово «здравствуй», «до свидания», «прощай», «спасибо»?
– Посмотрите на предметную картинку. Что на ней изображено?
– Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова отличается от его написания?
– Это орфограмма. Назовите ее.
Словарная работа.
- Что такое орех?
1) Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром и крепкой скорлупой.
2) Дерево или кустарник, приносящие такие плоды.
3) Древесина деревьев, идущая на столярные изделия.
– Слово «орех» – словарное. Необходимо запомнить написание безударной гласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.
– Запишите это слово в тетради. Проверьте написанное. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. Составьте и запишите предложение или словосочетание с этим словом.
– Дома повторите правильное написание слов
Синтаксический разбор предложения.
Под прочной скорлупой ореха таится вкусное ядро.
Работа по учебнику.
стр. 12, упр. 11. Работа над упражнением с целью определения темы, главной мысли.
– Прочитайте текст упражнения.
– Определите, сколько в тексте предложений.
– Связаны ли они между собой по смыслу?
– О ком говорится в каждом из них?
– Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
– Прочитайте вывод в учебнике на стр. 12.
– Какова тема и главная мысль текста? Найдите предложение, в котором главная мысль выражена наиболее отчетливо.
– Озаглавьте текст. Обратите внимание на описание соловья, на значение слова «незаметный».
– Спишите предложения. Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Стр. 12, упр. 12. Работа над упражнением с целью наблюдения над текстом: выделение структурных частей, озаглавливание текста и его частей; выполнения письменной работы с текстом; осуществления самопроверки письменной работы.
– Почему выделены 3 части?
– Какова тема каждой из них?
– Какую из частей следует считать вводной, основной, заключительной? Почему?
– Подберите заголовок ко всему тексту и к каждой его части.
– Обратите внимание, что каждая часть написана с красной строки.
– Спишите любую часть текста. Проверьте написанное. Подчеркните глаголы. Какую роль они играют в этой части текста?