Индивидуальная работа

Физкультминутка

Работа с таблицей «Типы текстов», с. 13. Работа с таблицей с целью определения типов текстов.

– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение.

– Как определить тип текста?

– К какому типу можно отнести текст упр. 11? А текст упр. 12?

– Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами.

2. Почему нельзя собирать мухоморы?

3. Красив гриб-боровик!

– Объясните свое решение

Подготовка к сочинению на основе личных впечатлений (стр. 14, упр. 16).

– Дома вы будете писать сочинение на основе личных впечатлений. Для того чтобы у вас получился содержательный и интересный рассказ, необходимо выполнить подготовительную работу. Определите тему сочинения. Она должна отражать то событие, которое побудило вас написать о нем в сочинении. Какую тему выбрал каждый из вас? (Заслушиваются и обсуждаются некоторые из тем, выбранных учащимися для сочинения.)

– Определим структуру повествовательного текста: в вводной части вы расскажете, где и когда происходило действие, в основной – как все происходило, в заключительной части необходимо подвести итог, выразить свое отношение к событию.

Далее заслушиваются сообщения учащихся о том, в какой последовательности они будут раскрывать тему сочинения. Учитель обращает внимание на связь между частями текста и выбор языковых средств для передачи содержания высказывания.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

– Над какой темой работали на уроке?

– Что нового узнали

Текстом называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых одной темой, тесно связанных между собой грамматически и по смыслу. Текст имеет свою тему и главную (основную) мысль. Текст можно озаглавить.

Основная мысль - главное, что автор хочет сказать своим читателям.

Слова, наиболее важные для высказывания главной мысли, называются опорными.

Текст делится на смысловые части:

  • начало (зачин),
  • основную часть
  • концовку.

В первой части текста (зачине) мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше, в средней части (основной) сообщается самое главное, а заканчивается текст так, что всем понятно: сказано всё, что мы хотели сказать (это концовка).

Сложный по содержанию текст делится на абзацы.

Абзац – это часть текста, выражающая законченную мысль.

Абзац ещё называют красной строкой. Почему?

А вот почему. До изобретения книгопечатания книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с чернилами – чёрного и красного цвета. Весь текст переписывался чёрными чернилами, а, начиная новую страницу, писец брал красные чернила, рисовал замысловатый узор, выводил фигурную первую букву. Поэтому строка, начатая с отступа, и называется красной. k A

В древнерусском языке слово красный часто употреблялось в значении «красивый».

Типы текстов

· Текст – повествование

Что случилось? Когда? Где произошло?

Сообщается о последовательных действиях.

Обилие глаголов.

Слова-связки: однажды, потом, наконец.

1. Когда, где, с кем …

2. Что произошло, как развивались события.

3. Чем все закончилось.

· Текст-описание

Какой? какая? какое? какие?

Использование образных выражений, ярких сравнений.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Обилие имен прилагательных.

· Текст-рассуждение

Почему? Зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как

1. Утверждение.

2. Доказательство, объяснение.

3. Вывод, итог, результат.

Текст-повествование передаёт факты и события.

Текст-описание помогает представить события в ярких красках.

Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию.

· Стили текста

Разговорный стиль используется в общении, в неофициальной обстановке.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы.

Целью текстов публицистического стиля является воздействие на читателя (слушателя) с определенной целью. Этот стиль используется в газетах, журналах, на собраниях, т. е. в публичных выступлениях.

Научный стиль – стиль научных работ, учебников, докладов на научных конференциях.

Деловой стиль применяется в области законодательства, делопроизводства и т. п.

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: написатьсочинение на основе личных впечатлений (стр. 14, упр. 16).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: