Физкультминутка
Работа с таблицей «Типы текстов», с. 13. Работа с таблицей с целью определения типов текстов.
– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. Объясните, почему тексты так названы: повествование, описание, рассуждение.
– Как определить тип текста?
– К какому типу можно отнести текст упр. 11? А текст упр. 12?
– Определите тип текста по данным заголовкам:
1. Как мы ходили в лес за грибами.
2. Почему нельзя собирать мухоморы?
3. Красив гриб-боровик!
– Объясните свое решение
Подготовка к сочинению на основе личных впечатлений (стр. 14, упр. 16).
– Дома вы будете писать сочинение на основе личных впечатлений. Для того чтобы у вас получился содержательный и интересный рассказ, необходимо выполнить подготовительную работу. Определите тему сочинения. Она должна отражать то событие, которое побудило вас написать о нем в сочинении. Какую тему выбрал каждый из вас? (Заслушиваются и обсуждаются некоторые из тем, выбранных учащимися для сочинения.)
– Определим структуру повествовательного текста: в вводной части вы расскажете, где и когда происходило действие, в основной – как все происходило, в заключительной части необходимо подвести итог, выразить свое отношение к событию.
|
|
Далее заслушиваются сообщения учащихся о том, в какой последовательности они будут раскрывать тему сочинения. Учитель обращает внимание на связь между частями текста и выбор языковых средств для передачи содержания высказывания.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.
– Над какой темой работали на уроке?
– Что нового узнали
Текстом называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых одной темой, тесно связанных между собой грамматически и по смыслу. Текст имеет свою тему и главную (основную) мысль. Текст можно озаглавить.
Основная мысль - главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Слова, наиболее важные для высказывания главной мысли, называются опорными.
Текст делится на смысловые части:
- начало (зачин),
- основную часть
- концовку.
В первой части текста (зачине) мы готовим собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше, в средней части (основной) сообщается самое главное, а заканчивается текст так, что всем понятно: сказано всё, что мы хотели сказать (это концовка).
Сложный по содержанию текст делится на абзацы.
Абзац – это часть текста, выражающая законченную мысль.
Абзац ещё называют красной строкой. Почему?
А вот почему. До изобретения книгопечатания книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с чернилами – чёрного и красного цвета. Весь текст переписывался чёрными чернилами, а, начиная новую страницу, писец брал красные чернила, рисовал замысловатый узор, выводил фигурную первую букву. Поэтому строка, начатая с отступа, и называется красной. k A
|
|
В древнерусском языке слово красный часто употреблялось в значении «красивый».
Типы текстов
· Текст – повествование
Что случилось? Когда? Где произошло?
Сообщается о последовательных действиях.
Обилие глаголов.
Слова-связки: однажды, потом, наконец.
1. Когда, где, с кем …
2. Что произошло, как развивались события.
3. Чем все закончилось.
· Текст-описание
Какой? какая? какое? какие?
Использование образных выражений, ярких сравнений.
Описание предмета, состояния, явления, места.
Обилие имен прилагательных.
· Текст-рассуждение
Почему? Зачем?
Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.
Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как
1. Утверждение.
2. Доказательство, объяснение.
3. Вывод, итог, результат.
Текст-повествование передаёт факты и события.
Текст-описание помогает представить события в ярких красках.
Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию.
· Стили текста
Разговорный стиль используется в общении, в неофициальной обстановке.
Художественный стиль – это стиль художественной литературы.
Целью текстов публицистического стиля является воздействие на читателя (слушателя) с определенной целью. Этот стиль используется в газетах, журналах, на собраниях, т. е. в публичных выступлениях.
Научный стиль – стиль научных работ, учебников, докладов на научных конференциях.
Деловой стиль применяется в области законодательства, делопроизводства и т. п.
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: написатьсочинение на основе личных впечатлений (стр. 14, упр. 16).