Посмотреть видеозапись балета по ссылке
Арам Хачатурян / Спартак: Большой балет
https://www.youtube.com/watch?v=vzJuC4Gj9ME
2. Прочитать лекцию
3. Муз.темы (9 тем) из балета «Спартак» выложены на моей странице одним файлом. Играйте ритмично.
Балет А.И.Хачатуряна «Спартак»
К сочинению балета А.И.Хачатурян предполагал приступить в 1941 году, во время войны, но работу пришлось отложить по различным причинам. В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года — последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го.
Либреттист Н.Волков обратился к нескольким солидным источникам: свидетельствам античных историков, среди которых особенно выделялись «Гражданские войны» и «Римская история» в изложении Аппиана, а также – творения Плутарха, снабдившего биографию Красса подробными сведениями о так называемой «войне со Спартаком».
|
|
В процессе работы над либретто Волков задействовал сатиры Ювенола и «Картины из бытовой жизни Рима» Фрилденера. Помогла либреттисту и монография советского историка А.Мишулина «Спартаковское восстание».
Еще из юношеской поры А.И.Хачатурян вынес яркие впечатления от мифов, легенд и древней истории, в частности – от истории о Спартаке в изложении Р.Джиованьоли. Со временем эти впечатления обогащались новым содержанием, приобретая связь с вечно актуальными темами борьбы за освобождение народов.
Идеалом балетной музыки Хачатурян считал произведения П.И.Чайковского, И.Ф.Стравинского и С.С.Прокофьева. Особенно близки ему были творческие принципы П.И.Чайковского, который в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» создал традиции музыкально-хореографического искусства, наполнил музыку большими человеческими чувствами, драматизмом, широкими обобщениями и подлинным симфонизмом. В музыке Стравинского ему были близки новые сюжеты, необычные образы, ритмические формы, использование фольклорных тем. Балет С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» А.И. Хачатурян считал началом нового этапа в развитии этого жанра, признавая его новаторское значение, изумительную меткость музыкальных характеристик и театральность.
Балет «Спартак» написан в форме монументального спектакля. Для его драматургии характерны многоплановость и напряжённость развития, сильные кульминации и резкие контрасты. Главная сюжетная линия – восстание рабов под предводительством Спартака, подавление этого восстания, гибель главного героя, а дополняющие – любовь Спартака и Фригии, страсть Гармодия к Эгине и другие вспомогательные линии.
|
|
В музыке балета сливаются воедино героика, трагедийность и лиричность. Создавая разноплановые образы балета, композитор использует всевозможные средства выразительности кантилены, декламации, интонации стона, героические призывные мотивы. При всём многообразии контрастирующих образов музыкально-сценическое действие балета «Спартак» подчинено раскрытию основной идеи произведения. В финальной сцене «Смерть Спартака» драматизм достигает своей кульминации.
Балет «Спартак» стал вершиной творчества композитора.
Балет включает в себя четыре акта. Условно его можно рассматривать как музыкально-хореографическую симфонию, в которой все части взаимосвязаны и есть экспозиция противоборствующих музыкальных тем, их разработка и реприза с кодой.
Все номера балета пронизаны сквозным симфоническим развитием, интонационным единством и лейтмотивными связями. Большую роль в симфонизации балета играют лейтмотивы, они являются яркими, выпуклыми характеристиками действующих персонажей. Одни лейтмотивы отличаются развёрнутостью построения, как например лейтмотив гладиаторов, другие, наоборот, лаконичны и кратки, как например мотив призыва к восстанию. Сквозные мотивы, темы, интонации развиваются, видоизменяются, вступают во взаимодействие друг с другом по мере развития драматургии балета.
Огромное значение в музыке балета «Спартак» играет драматургия ритма. Здесь представлены различные ритмы маршей – героические, триумфальные, батальные, траурные. Многообразно использованы танцевальные ритмы: лирические и героические, в целях образности присутствуют ритмическая асимметрия и полиритмия. В партитуре балета использована вся богатейшая палитра оркестровых регистров и тембров. Гармонический язык балета «Спартак» колористически экспрессивен, свеж, насыщен диссонирующими интервалами.
Образ Спартака неразрывно связан с музыкальным материалом «народных» тем. Эти образы не только интонационно близки, но часто в музыкальной драматургии балета темы – мотивы Спартака перерастают рамки личных характеристик и приобретают более широкое значение.
Сквозные интонации, мотивы, темы играют огромную роль в музыкальной драматургии, в симфоническом развитии балета. Композитор подошел к созданию музыки не со стилизаторских позиций, а со всей творческой непосредственностью и искренностью. Многие страницы партитуры «Спартака» вызывают ассоциации с музыкой «Гаянэ», а через нее – и с армянской народной музыкальной культурой. Но в музыке «Спартака» нет прямых фольклорных цитат. Интонационные связи с народной музыкой здесь носят более опосредованный характер.
Впервые балет «Спартак» был поставлен в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Премьера состоялась 27 декабря 1956 года. Балетмейстером-постановщиком был Леонид Якобсон. Спектакль имел огромный успех у публики.
Самой успешной считалась постановка в Большом театре СССР (г.Москва). Премьера состоялась 9 апреля 1968 года, балетмейстер Юрий Григорович. Партии Спартака и Фригии исполняли В.Васильев и Е.Максимова.
Хачатурян. Балет «Спартак» (Spartacus)
Сцены из римской жизни. Балет на музыку А.Хачатуряна в четырех актах, девяти картинах. Либретто Н.Волкова.
Действующие лица:
- Спартак, фракиец
- Фригия, фракийка, его жена
- Гармодий, молодой фракиец
- Красс, римский богач, полководец
- Эгина, греческая танцовщица, возлюбленная Красса
- Вольноотпущенник Красса
- Умирающий раб
- Лентул Батиат, владелец школы гладиаторов
- Гладиаторы: Mapмилон (рыба), Ретиарий (рыбак), Андабаты (гладиаторы в безглазых шлемах), Фракийцы, Самниты
- Глашатай
- Египетская танцовщица
- Грек-мим
- Старуха, служанка Эгины
- Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты
Действие происходит в Римской империи в 73—71 годах до н.э.