Виды сообщений. Прямое и смешанное (мультимодальное) сообщение

Существуют 2 типа современных грузоперевозок: прямое сообщение и смешанное сообщение.

Прямое сообщение - это грузоперевозка по 1 транспортному документу, выполняющему функции Договора Перевозки. И если в прямое сообщение включаются одна/несколько перегрузок, то документ вместе с грузом передают на следующий вид транспорта, и он следует до пункта назначения.

В смешанном сообщении должна присутствовать хотя бы 1 перегрузка, при этом стороны заключают новый договор грузоперевозки, определяющий отношения между сторонами транспортного процесса. Если же смешанное сообщение производят 1 видом транспорта (к примеру, с 1 судна на другое или с 1 автомобиля на другой), то это не повлияет на составление договора перевозки.

Понятие «международной смешанной перевозки» должно включать в себя взаимодействие хотя бы 2х различных видов транспорта. Такая перевозка производится на основании соответствующего договора смешанной перевозки.

Прямое сообщение — это перевозка грузов одним видом транс­порта.

Смешанное сообщение — это перевозка грузов с использовани­ем нескольких видов транспорта.

Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспор­та с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением раз­дельных документов.

При определенных условиях может быть пря­мое смешанное сообщение. Так, согласно ст. 788 ГК РФ, «прямое смешанное сообщение — это несколько видов транспорта под от­ветственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и сквозной единой тарифной ставке».

По определению Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, «прямое смешанное сообщение осуществляется по единому транс­портному документу — накладной».

Перевозчик или экспедитор, отвечающий за весь процесс перевозки в смешанном сообщении, называется оператором смешанной перевозки. Оператор выдает отправителю сквозной транспортный документ на основе догово­ра о смешанной перевозке, подтверждающий ответственность опе­ратора на всем маршруте следования груза.

Международные сме­шанные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о меж­дународных смешанных перевозках грузов, правда, до сих пор не вступившей в силу в связи с тем, что ее подписали (ратифициро­вали) менее 30 государств. Тем не менее, Конвенция применяет­ся ко всем договорам смешанной перевозки, если пункт отправки или получения находится в одной из стран, подписавших ее.

Смешанное сообщение называется мультимодальным сообщением (от multi много и modal вид, форма).

Причина смешанного сообщения заключается в размещении транспортных предприятий, позволяющем лишь автомобильному транспорту перевозить груз «от двери до двери» грузовладельцев.

Нередко возникает путаница в терминах, когда смешиваются понятия мультимодальной, интермодальной, унимодальной перевозки. Определяющим фактором является степень ответственности перевозчика:

Унимодальные перевозки не сопровождаются перегрузкой товаров в пути, из схемы исключается промежуточное хранение на складах. Основным видом транспорта является автотранспорт, ответственность за груз лежит на одном перевозчике.

Интермодальные – вариант многовидовой доставки под ответственностью нескольких агентов с использованием минимум двух видов транспорта. Обычно комбинируется ж/д автотранспорт, но есть и другие варианты.

Мультимодальные осуществляются по договору между заказчиком и оператором, имеющим прямые контракты с автомобильными, железнодорожными, морскими перевозчиками.

Пример мультимодальной перевозки – транспортировка товаров в контейнерах ж/д составом до порта во Владивостоке или Архангельске, перевалка и морская доставка в порт Певек или другой порт Чукотки.

Наиболее распространены, особенно в России, перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении, при которых к речным и морским портам, подводятся железные дороги.

Применяются смешанные железнодорожно-водные перевоз­ки при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Даль­него Востока, не имеющие другой возможности для их доставки (воздушный транспорт — дорогостоящий и не применяется для массовых перевозок), для снижения общих затрат на перевозку значительных объемов грузов, а также при высокой грузонапря­женности отдельных участков железных дорог и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: