Существуют 2 типа современных грузоперевозок: прямое сообщение и смешанное сообщение.
Прямое сообщение - это грузоперевозка по 1 транспортному документу, выполняющему функции Договора Перевозки. И если в прямое сообщение включаются одна/несколько перегрузок, то документ вместе с грузом передают на следующий вид транспорта, и он следует до пункта назначения.
В смешанном сообщении должна присутствовать хотя бы 1 перегрузка, при этом стороны заключают новый договор грузоперевозки, определяющий отношения между сторонами транспортного процесса. Если же смешанное сообщение производят 1 видом транспорта (к примеру, с 1 судна на другое или с 1 автомобиля на другой), то это не повлияет на составление договора перевозки.
Понятие «международной смешанной перевозки» должно включать в себя взаимодействие хотя бы 2х различных видов транспорта. Такая перевозка производится на основании соответствующего договора смешанной перевозки.
Прямое сообщение — это перевозка грузов одним видом транспорта.
|
|
Смешанное сообщение — это перевозка грузов с использованием нескольких видов транспорта.
Смешанное сообщение может быть с передачей груза в пунктах стыковки одного вида транспорта с другим, т.е. с перегрузочными работами и оформлением раздельных документов.
При определенных условиях может быть прямое смешанное сообщение. Так, согласно ст. 788 ГК РФ, «прямое смешанное сообщение — это несколько видов транспорта под ответственностью одного перевозчика по единому транспортному документу и сквозной единой тарифной ставке».
По определению Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, «прямое смешанное сообщение осуществляется по единому транспортному документу — накладной».
Перевозчик или экспедитор, отвечающий за весь процесс перевозки в смешанном сообщении, называется оператором смешанной перевозки. Оператор выдает отправителю сквозной транспортный документ на основе договора о смешанной перевозке, подтверждающий ответственность оператора на всем маршруте следования груза.
Международные смешанные перевозки осуществляются по правилам Конвенции о международных смешанных перевозках грузов, правда, до сих пор не вступившей в силу в связи с тем, что ее подписали (ратифицировали) менее 30 государств. Тем не менее, Конвенция применяется ко всем договорам смешанной перевозки, если пункт отправки или получения находится в одной из стран, подписавших ее.
Смешанное сообщение называется мультимодальным сообщением (от multi — много и modal — вид, форма).
Причина смешанного сообщения заключается в размещении транспортных предприятий, позволяющем лишь автомобильному транспорту перевозить груз «от двери до двери» грузовладельцев.
|
|
Нередко возникает путаница в терминах, когда смешиваются понятия мультимодальной, интермодальной, унимодальной перевозки. Определяющим фактором является степень ответственности перевозчика:
Унимодальные перевозки не сопровождаются перегрузкой товаров в пути, из схемы исключается промежуточное хранение на складах. Основным видом транспорта является автотранспорт, ответственность за груз лежит на одном перевозчике.
Интермодальные – вариант многовидовой доставки под ответственностью нескольких агентов с использованием минимум двух видов транспорта. Обычно комбинируется ж/д автотранспорт, но есть и другие варианты.
Мультимодальные осуществляются по договору между заказчиком и оператором, имеющим прямые контракты с автомобильными, железнодорожными, морскими перевозчиками.
Пример мультимодальной перевозки – транспортировка товаров в контейнерах ж/д составом до порта во Владивостоке или Архангельске, перевалка и морская доставка в порт Певек или другой порт Чукотки.
Наиболее распространены, особенно в России, перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении, при которых к речным и морским портам, подводятся железные дороги.
Применяются смешанные железнодорожно-водные перевозки при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие другой возможности для их доставки (воздушный транспорт — дорогостоящий и не применяется для массовых перевозок), для снижения общих затрат на перевозку значительных объемов грузов, а также при высокой грузонапряженности отдельных участков железных дорог и др.