Современное состояние транспортно-экспедиторского бизнеса в России

 

Переходя к анализу современного состояния транспортно - экспедиторского бизнеса в России, прежде всего, следует отметить, что на данный момент она находится в стадии развития, антимонопольна по своей природе и ей присущ ряд особенностей.

Во-первых, транспортное экспедирование это бизнес множества небольших компаний с достаточно ограниченными ресурсами (официальная статистика определяло их количество на уровне 4000, но большинство аналитиков рынка утверждает, что их не менее 10000). Подобной ситуации способствует отсутствие лицензирования на рынке транспортного экспедирования. В настоящее время только 10% из действующих операторов являются членами своего профессионального сообщества и зарегистрированы в Российской Ассоциации экспедиторов, в их число входят только компании обслуживающие внешнеторговые грузы.Эта особенность определяет высокий уровень конкуренции на отраслевом рынке.

Во-вторых, транспортно-экспедиторский бизнес отличает низкая капиталоёмкость, что в отсутствие государственного лицензирования упрощает процесс появления на рынке новых фирм и усиливает конкуренцию. Как следствие этого, возраст транспортно-экспедиторских компаний в России низок и варьируется в пределах от четырех до шести лет. Более длительное время функционируют лишь организации, обладающие собственным парком транспортных средств, высоким уровнем деловой репутации и качеством предоставляемых услуг.

В - третьих транспортно-экспедиционное обслуживание в России в большинстве случаев не является комплексным: транспортные, погрузо- разгрузочные и другие экспедиционные виды работ разбиваются на самостоятельные операции, выполняемые различными организациями.

В — четвёртых, правовая база транспортно - экспедиционной деятельности развита недостаточно.

Инструменты регулирования транспортно-экспедиционной деятельности не согласованы с международными правовыми стандартами. Отсутствие ряда соответствующих правовых основ, в свою очередь, является препятствием для освоения экспедиторами новых видов организации перевозок и услуг, таких как мультимодальные перевозки, лизинг, факторинг, логистические системы обслуживания и другие. Это обуславливает относительно низкий уровень участия отечественных экспедиторов в транспортном обеспечении внешнеэкономической деятельности.

Рынок российских транспортных услуг захватывают крупные западные транспортно-экспедиционные компании, которые широко используют перевозчиков третьих стран. Это приводит к тому, что доля российского транспорта в объеме внешнеторговых перевозок сокращается. Выявленные особенности транспортно — экспедиторской деятельности в России на современном этапе порождают ряд проблем, которые существенно влияют на увеличение её рискового фона. Исследования в этой области позволило выделить следующие основные проблемы в деятельности ТЭК:

·  перенасыщенность рынка экспедиторов полулегальными и теневыми участниками, использующих систему недобросовестной конкуренции.

· сведение понятия экспедирования у многих заказчиков исключительно к понятию стоимости перевозки, а не к стоимости транспортных услуг на единицу продукции в конечной точке ее продажи (на тендеры, которые по сути являются закрытыми аукционами, заказчиками выставляются отдельные маршруты. Реализуются подобные «лоты» по принципу наименьшей предложенной цены, что позволяет ненадежным компаниям демпинговать на рынке и увеличивает риски клиентов);

· низкий уровень ответственности и знания законодательства, у многих экспедиторов;

· сложность взаимоотношений  со страховыми компаниями (в настоящий момент они не выплачивает сумму большую, чем получена от клиента в качестве выплат по страховым платежам.) В связи с этим возникают все более сложные формы мошеннических схем по отношению к страховщикам, популярные у экспедиторов, практикующих демпинг цен на перевозки (например транспортники организовывают ограбление своих же собственных машин и доход от данной схемы полностью компенсирует потери из-за низких ставок);

· высокая текучесть кадров из — за частого перехода сотрудников экспедиторских компаний к конкурентам с использованием документооборота бывшего предприятия. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: