Цель раздела – изучение договорных и контрактных отношений на внутренних и международных перевозках.
Договорные и контрактные отношения на внутренних и международных перевозках.
Под источником транспортного права понимают ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты.
К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федераций и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту.
|
|
Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.
Важный источник транспортного права — это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (глава 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.
Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.), Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.), Устав автомобильного транспорта (1969 г.). Особенностью данных нормативных актов является то, что основные положения в них регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).
На транспорте договор и контракт – документ, определяющий взаимные обязательства договаривающихся сторон: обязанности, ответственность, права транспортных предприятий и заказчиков услуг по перевозке груза или пассажиров.
|
|
Договора могут быть одноразовыми или заключаются на какой-либо срок.
Основными условиями договора является: исполнение перевозчиком оговоренных сроков доставки грузополучателю и оплата за выполненные услуги со стороны заказчика.
Отношение грузовладельцев и транспорта определяются нормами национального законодательства.
При отсутствии единообразных правовых норм в международных документах возможно обратится к национальному праву, но при разногласиях в перевозках преимущество остается на стороне международного права. М/н документы вступают в силу только в случае принятия и подписания их определенным числом стран в зависимости от региона.
Для грузовладельцев важен момент и возможности его страховки. Страхуемый риск – риск, вероятность кот можно определить заранее, по – этому предлагается приемлемое вознаграждение за происшедшие неприятности.
Не страхуемый риск – связан с форс мажорными обстоятельствами; страховые комп часто уклоняются от страховых выплат.
В отдельных случаях страховые компании могут отказаться от выплат при потере груза, связанными с несоответствиями тары или упаковки; сроки доставки нарушены; при перевозке опасного груза, указанного под другим наименованием.
Конкретные условия перевозки груза и пассажиров содержатся в соответствующих правилах по каждому виду транспорта (уставы, кодексы; договоры на перевозку, прием, маркировку; оформление перевозочных документов).