Меншикова башня в Москве (церковь Архангела Гавриила, «что у Чистого пруда»

В российской архитектуре при императрицах Анне (1730-1740) и Елизавете (1741-1762) доминирует Франческо Бартоломео Растрелли.

Бартоломео Растрелли был сыном итальянского скульптора и архитектора Карло Растрелли, который работал при дворе Людовика XIV. В 1715 году Карло Растрелли приехал в Петербург по приглашению Петра I.

С детства Бартоломео Растрелли помогал отцу в создании проектов. Позже его отправили учиться в Европу. Первым самостоятельным творением Растрелли стал дворец Дмитрия Кантемира, построенный в стиле барокко.

Работал Растрелли и в Курляндии. Для герцога Бирона он построил Рундальский дворец и дворец в Митаве.

Бирон был доволен работой Растрелли и способствовал его назначению обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны.

Первым крупным заказом Растрелли стало строительство Летнего дворца. Елизавета Петровна хотела разместить его в одном из парков Петербурга. Позже на этом месте был построен Михайловский дворец.

Также Елизавета Петровна поручила Растрелли строительство Большого дворца в Петергофе, Ан Помимо государственных заказов Растрелли создавал проекты для вельмож и частных лиц. Например, всего за год был построен Строгановский дворец. Из интерьеров, разработанных Растрелли, здесь сохранились Большой зал и Парадный вестибюль.

Он перестраивает Зимний дворец, расширяет Петергоф и создает Царское Село. Но самым выдающимся его творением считается Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Созданный по распоряжению архитектора макет свидетельствует о его честолюбивых устремлениях, но первоначальный проект не был доведен до конца: громадная пирамидальная колокольня так и не появилась на свет. Его работу в 19 веке продолжил архитектор В.П. Стасов с 1835 г.

Собор обширный и светлый, внутри колонны отсутствуют. Пять затейливых куполов слиты в единую архитектурную группу. Высота собора 92 м. Остался неосуществленным проект сооружения величественной 140-метровой колокольни.

В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический колорит и характер, отвечавший традициям русского национального зодчества.

 

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге

 

 

Екатерининский дворец в Царском Селе

 

Строгановский дворец

 Классицизм

Художественный стиль в европейском искусстве XVII века. Рассматривал античность как этическую и художественную норму. Для него характерен героический пафос, пластическая гармония и ясность. Основные черты классицизма: пропорциональность, функциональность и простота; колоннады, арки и портики; желто- белая цветовая гамма стен, отсутствие декоративных украшений. монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объёмов.

Постройки в данном стиле отражали идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.

Баженов — первое в истории отечественной архитектуры имя международного масштаба. Он поднял русскую архитектуру до европейского мастерства, внес самобытные национальные черты, благодаря чему можно говорить о «русском классицизме». Щедрость его дарования, широта творческого размаха тесно переплелись с неудачами личной судьбы, непризнанием современников. Но великие архитектурные замыслы Баженова, такие, как Большой Кремлевский дворец, ансамбль в Царицыне, не были реализованы.

Царицино

Черная Грязь после приобретения ее Екатериной в 1775 году была переименована в Царицино. Началось строительство дворцового комплекса, которое было поручено В.И. Баженову. Все постройки надлежало возвести в «мавританско -готическом вкусе». Строительство длилось 10 лет. В одном из писем своему постоянному корреспонденту барону Гримму Екатерина писала:

« Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье.»

Пропуская готику сквозь классицизм, Баженов искал общие для них принципы организации пространства.

Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень (что уже указывает на кровное родство с московским барокко и традициями строительства Московского Кремля). Желание выявить натуральную красоту сочетания камня и кирпича, отказ от отделки штукатуркой были необычными для того времени решениями: так уже никто не строил; Баженов в этом пошёл против канонов эстетики классицизма. Но такое решение находило оправдание в замысле царицынской увеселительной резиденции как «каприза».

Дом Пашкова во всех описаниях города, изданных после 80-х годов ХУIII века, называют «самым прекрасным зданием Москвы», «жемчужиной русской архитектуры». Он венчает Ваганьковский холм напротив Кремля. В 1780— 1790-е годы, после неудач, постигших Баженова, он принимает частные заказы на строительство особняков. Среди заказчиков — гвардии капитан-поручик П.Е. Пашков, внук денщика Петра 1. Вот почему это здание по сей день именуют Пашков дом. Дворец был центром городской усадьбы, включавшей флигели, хозяйственные постройки, сад с прудами, фонтанами, диковинными птицами. Здание украшали статуи античных богов — Марса, Флоры, Минервы.

Дом Пашкова

Помощником Баженова долгие годы был Матвей Фёдорович Казаков. Он принимал активное участие в разработке проекта Большого Кремлёвского дворца.

В 1787 году Казаков завершил строительство здания Сената в Московском Кремле. По задумке архитектора здание символизировало правосудие, законность и гражданские идеалы. Они воплотились в классических формах постройки. Композиционным центром здания Сената стал купольный зал. Он предназначался для дворянских собраний и получил название «Екатерининский».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: