Упражнение №2. Перенос настроения на бумагу

Мастер-класс (арт-терапия).

Примеры упражнений.

Упражнение №1. Подарок на память.

Общие замечания:

Число участников 10—12 человек.

Круг из стульев, в центре которого на полу лист ватмана; рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества.

Материалы:

Лист ватмана большого формата, листы плотной бумаги или картона формата А4, клей, пластилин, краски, фломастеры, карандаши, художественные мелки, природный материал (сухие цветы, шишки, семена, ветки, ракушки, камешки и т.п.).

Этап 1. Настрой.

Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу. (Если в комнате подходящие условия, можно разместиться на полу.)

Задача участников – сделать и подарить кому-либо из присутствующих или самому себе подарок, который дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием. Дарить можно на время или насовсем.

Участники по кругу комментируют свои подарки и кладут их на лист ватмана (до окончания этого этапа).

Примеры «подарков» взрослых.

Шишка сосны со словами: «Дарю всем участникам занятия. Пусть это будет символ последней набитой в жизни шишки».

Кленовый лист, который сопровождался поэтической строкой: «Я — желтый лист, в тебя влюбленный. Я — желтый лист, а ты — зеленый».

Капелька воды на листе бумаги — радость, предназначенная для всех присутствующих.

Одна из студенток показала блестящую бусинку, сказав при этом, что это — одиночество, которого никому на свете не желает, поэтому вынуждена оставить себе.

Бывает, что ребенку трудно расстаться с какими-либо предметами (цветными стеклышками, ракушками и т.п.), поэтому он делает подарок самому себе. Нельзя упрекать человека в жадности, если тот не хочет отдать что-либо в общее пользование. Тем более что к концу занятия такие дети, «заражаясь» общей атмосферой, с удовольствием предлагают использовать их «сокровища» в создании композиций. А это уже поступок!

Далее предлагается из подарков-символов на листе бумаги сделать композицию, придумать ей название, рассказать сюжет. Это задание может выполняться несколько раз по желанию участников.

Необходимо обратить внимание, есть ли предметы, которые не использованы при создании общей композиции. Как реагируют те, чьи подарки отвергнуты.

Этап 2. Индивидуальная работа.

Затем участники занимают места за столами для индивидуальной работы.

Необходимо на листе плотной бумаги сделайте композицию из природного материала, придумать сюжет и название. Важно помнить, что подарки можно брать только с разрешения, относиться к ним бережно. Наряду с природным материалом можно использовать другие предметы, краски, пластилин, клей — все, что необходимо для создания задуманной композиции.

Е сли в группе сложилась доброжелательная атмосфера и участники испытали яркие эмоциональные переживания на предыдущем этапе, то они стараются не разрушать коллективно созданную объемную «картину» из символических подарков. А для индивидуальной работы используют новые материалы.

Этап 3. Вербализация и рефлексивный анализ.

Участникам предлагается разложить работы на полу внутри круга, а самим занять места на стульях. Далее каждый рассказывает о своей композиции (название, сюжет). Описывает чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процессе творчества. Другие участники группы могут корректно задавать вопросы, высказывать предположения, комментировать увиденное и услышанное. На этом этапе задача ведущего — поддерживать в группе заинтересованность и проявление эмпатии.

Еще один вариант проведения этапа вербализации: после того как названы темы созданных композиций, участникам предлагается объединиться в группы по признаку сходства сюжета (проблемы), придумать и разыграть спектакль.

В этом варианте отсутствует индивидуальная рефлексия чувств и переживаний, но легче устанавливается внутригрупповая эмпатия.

Этап 4. Заключительный.

Участники дарят друг другу свои композиции с самыми добрыми пожеланиями. Ведущему необходимо проследить, чтобы не осталось композиций, которые никто не захотел взять в подарок. Если такое случилось, то ведущий может попросить их для себя или сделать из них выставку. Понятно, что многие композиции невозможно унести или долго хранить из-за хрупкости природного материала, размера и других причин. Главное, чтобы никто из участников арт-терапии не присутствовал при уничтожении работ.

Данная техника проявляет удивительные ассоциации: капелька воды — символ детской слезы, шишка — символ судьбы, прозрачное стеклышко — символ правды, мутное — символ лжи, разноцветные листья — годы, раковина улитки — тайна, кристаллы соли — покаяние, парашютики одуванчика — детство, плотный колос пшеницы — верность, корни травинки — дружба и др.

Ассоциативное мышление, фантазия, творческие способности человека ярко проявляются в его композициях. Вот примеры некоторых работ студентов.

Композиция «Закат» выполнена в виде озера, на котором среди цветущих кувшинок плавает красивый белый лебедь. Это последний день жизни прекрасной птицы.

«Пленница» — рисунок красной розы, с лепестков которой капает печаль. Поверх рисунка укреплены ветки растения с острыми крупными шипами.

«Что было? Что есть? Что будет?» В этой композиции прошлое — в виде старых сухих растений. Настоящее — река с соснами на берегу. Будущее — зерна кукурузы на желтом фоне, как символ надежды.

«Одиночество» — пронзительно-яркая звезда в ночи.

«Судьба» — торговец веерами посылает ветры добрые и злые.

«Дар» — дорога, в конце которой чаша для жертвоприношений, а затем — рог изобилия. Основная идея композиции — отдать, прежде чем получить.

 

Упражнение №2. Перенос настроения на бумагу.

Приготовьте чистый лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Нарисуйте, как может выглядеть ваше сегодняшнее настроение в виде абстрактного сюжета - линий, цветовых пятен, разнообразных фигур. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам хочется больше, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свой стресс или тревогу на бумагу, стараясь "выплеснуть" их полностью, до конца. Не думайте о времени: рисуйте столько, сколько вам нужно, до тех пор, пока вы не почувствуете успокоение.

Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля со стороны сознания.

После того как Вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну или сожгите (если есть спички и пепельница). Представьте себе, что теперь все ваши стрессы и тревоги сгорели в огне или остались в урне. Ощутите, как все ваше беспокойство перешло от вас на бумагу, а вы избавились от своего напряженного состояния!

Вы можете выплескивать на бумагу не только свои негативные эмоции, но и позитивные – и тогда они будут помогать вам бороться со стрессами. Для этого можно использовать следующую технику:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: