Как быстро сумерки пришли!
Во всех квартирах свет зажгли,
И разноцветные квадраты
Легли на снег сиреневатый.
Хожу с квадрата на квадрат,
Из света в свет, за рядом ряд,
На чёрточки не наступаю,
Из дома в дом переступаю:
Я обхожу микрорайон,
Как доктор или почтальон...
Нет! Я гроссмейстер над доскою:
Скачу конём! скольжу ладьёю!
...Никак домой не попаду.
Ключи посеял.
Маму жду.
(М. Бородицкая)
1. Подчеркни утверждение, которое ты считаешь верным.
а) Герой стихотворения с удовольствием гуляет, любуется светом, падающим из окон, рассматривает дома и снег;
б) герой стихотворения грустит, скучает, ему неуютно на улице;
в) чтобы поскорее прошло время ожидания мамы, герой придумывает игру, фантазирует, ему нравится играть с самим собой.
2.Найди и подчеркни одной чертой слова, которыми автор рисует, как движется герой стихотворения.
Как ты думаешь, почему эти движения меняются? Напиши, если сможешь - докажи текстом.
4. Соедини карандашом рифмующиеся строчки
Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
Пластилиновое войско
На врага идет войной:
Пластилиновые трубы
Наступление трубят,
Пластилиновые всадники
Шеренгою двойной
Скачут на передовую,
Кони гладкие храпят!
Пластилиновый противник
Укрепился за бугром:
Барабанщик парой спичек
В барабан упругий бьет,
Пластилиновые пушки
Извергают страшный гром,
Ядра плющатся в лепешки,
Налепляясь на комод.
Вот войска соприкоснулись,
В рукопашную сошлись,
Миг - и замерли на месте,
Все застыли как один!
И вояки-забияки Поневоле обнялись,
Потому что слипся в кучу
Разноцветный пластилин.
Пластилиновые войны
Все кончаются вот так,
И в коробке спят в обнимку
Все вчерашние враги,
Чтобы завтра превратиться
В кошек, хрюшек и собак,
И для кукольного пира
В свадебные пироги.
(102 слова) (М. Бородицкая)
Вопросы и задания
1.В первой и второй строфах найди слова и выражения, которые позволяют услышать звуки войны. Подчеркни их одной чертой.
2.В третьей и четвертой строфах найди все «мирные» слова. Подчеркни их двумя чертами.
3.Какая строчка является переломной в стихотворении, после которой настроение меняется на противоположное? Подчеркни ее волнистой линией.
4.Какой литературный прием использован в этом стихотворении? Напиши: .
Соедини рифмующиеся слова.
5.Перечитай первые четыре строки последней строфы. Напиши, чему в жизни общества противопоставляет автор такой итог пластилиновых войн»: