Кумушка лиса
Рыженькая кумушка лисица — обычный персонаж народных сказок,
символ хитрости, изворотливости, ловкости, и это, нужно сказать, в
некоторой степени соответствует действительности. Лисонька — типичный
обитатель лесостепей, степей и предгорий — не только не избегает
окультуренного ландшафта, но даже любит селиться вблизи человека, а чтобы
приспособиться к таким соседям с их собаками, ружьями, автомобилями,
нужно уметь шевелить мозгами.
Рыжая лисица заселяет среднюю полосу России. Она крупнее других
представителей своего рода: длина тела – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, вес
– до 10 кг. Верх тела желтовато-рыжий (более тёмный на хребте и лопатках),
низ грязно-белый, конец хвоста белый.
Лисы — ярко выраженные индивидуалисты. Зимнюю половину года они
живут поодиночке и только на лето образуют семьи. В стаи лисы никогда не
собираются.
Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и
детёнышей косуль, но основа их питания — мелкие мышевидные грызуны.
|
|
Весной, отпраздновав свадьбу, семейная пара оборудует нору под жильё.
Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько
выходов. Лисы неряхи, и отличить жилую нору от нежилой совсем нетрудно.
К жилым ведут хорошо набитые тропы, рядом есть вытоптанные площадки,
повсюду разбросаны объедки и помёт.
Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от
преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и
прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.
Лисьи шкурки повсеместно в цене, а сами лисы являются обычным объектом
охоты. Ещё более ценные разновидности обыкновенной лисицы (чёрно-бурые, серебристо-чёрные, платиновые) разводятся на зверофермах ради
их красивого меха.
Б.Сергеев(259 слов)
Слова для справок
Ландшафт– вид местности, пейзаж (степной, лесной…).
Окультуренный пейзаж – вид местности, созданный деятельностью
человека (городской, сельский пейзаж).
1. Отметь среду обитания лисы.
а) Тундра; б) лесостепь;в) степь; г) предгорья.
2. Какие качества помогают лисе приспособиться жить рядом с жилищем человека? (3–4 слова.)
3. Какую оценку умения лисы приспособиться жить рядом с человеком дал автор? Допиши предложение.
... Чтобы приспособиться к таким соседям с их собаками, ружьями,
автомобилями,....
4. Отметь народные сказки, в которых в полной мере, на твой взгляд,
проявляются эти умения.
а) «Лиса и тетерев»; б) «Лиса и волк»; в) «Лиса и журавль»; г) «Кот и лиса».
5. Объясни значение слова род (животных). Воспользуйся
справочником или Интернетом.
6. Докажи, что лиса довольно крупное животное. Впиши в таблицу данные.
|
|
Результаты измерения лисы | ||
а) длина тела | б) длина хвоста | в) вес |
7. Выпиши из текста окрас лисы.
8. Какие доводы, подтверждающие нижеприведённое высказывание,
приводит автор?
Лисы – ярко выраженные индивидуалисты.
Ответ подчеркни в тексте прямой линией.
9. Объясни значение слова всеядны.
10. Отметь, что составляет основу питания лис.
а) Плоды и ягоды; б) мышевидные грызуны;
в) жуки и кузнечики; г) зайцы и детёныши косуль.
11. Где чаще устраивают норы лисы?
Ответь кратко.
12. С какой целью семейная пара оборудует весной нору под жильё?
Ответь кратко.
13. Докажи, что лиса неряха. Ответ подчеркни в тексте волнистой линией.
14. Почему лиса не мёрзнет зимой в снежной постели? Ответь одним
предложением.
15. Какие ценные разновидности обыкновенной лисицы разводят на
зверофермах ради красивого меха?
Ответь кратко.
16. Отметь верные высказывания.
а) В тексте в основном идёт речь о рыжей лисице.
б) Лисица очень чистоплотное животное.
в) Лисица питается только растительной пищей.
г) Нору лиса устраивает, в основном, для выведения потомства.
17. В какой из сборников можно поместить этот текст?
а) Энциклопедия для детей; б) Словарь;
в) Сказочные истории; г) Справочник.
Часть 2 АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
1.Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
(А. Фет)
1. Как надо читать это стихотворение? Выбери ответ.
а) Весело, задорно;
б) торжественно, восторженно;
в) тихо, задумчиво;
г) с возмущением и негодованием.
2.Подчеркни прямой линией слова, с помощью которых создан зрительный образ дождя.
3.Как автор создаёт звуковые образы? Подчеркни волнистой линией слова, предложения, помогающие выполнить эту задачу.
Придумай заголовок к стихотворению._______________
Найди в первом четверостишии рифмующиеся строчки, соедини их стрелкой.
Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
Туман
Туман молочный.
В тишине
Лишь вёсел всплеск короткий.
Плыву,
Кормы не видно мне,
Не видно носа лодки.
Скрипят уключины в тиши,
И, раздвигая камыши,
Шуршит тихонько лодка.
И глуше
В мире нет глуши,
И кажется – туман шуршит,
Из шелка с шерстью соткан.
И в тишине такой глухой
Покой
Качается речной,
Покой
Безбрежный, прочный.
Лишь лодка говорит с рекой,
Да всходит
Тихо за кормой
Новорожденный, молодой
Диск солнышка молочный.
(69 слов) (С. Козлов)
1. Какие звуки слышит герой стихотворения? Подчеркни прямой линией
3 примера слов, выражений, передающих звуки.
2. Какой художественный прием использован в строчках:
Скрипят уключины в тиши,
И, раздвигая камыши,
Шуршит тихонько лодка.
И глуше
В мире нет глуши,
И кажется – туман шуршит,
Из шелка с шерстью соткан.
Отметь знаком üправильный ответ.
а) Олицетворение; б) контраст; в) звукопись; г) повтор.
3. Перечитай последние 5 строк стихотворения. Подчеркни волнистой линией слова, с помощью которых автор «оживляет» неживое.
4*. В стихотворении дважды употреблено слово «молочный», но с разными значениями. Дополни высказывания словами: туман и солнца диск, так, чтобы передать то же значение, что и в стихотворении.
Молочный ____________. Сквозь него
ничего не видно: он густой, плотный,
непроницаемый, молочного цвета.
Молочный _____________ солнца.
Он только что появился на свет,
новорожденный, грудной ребенок.
5. Выпиши рифмующиеся слова.
|
|
короткий – лодки
лодка – соткан
прочный – молочный