Прочитай текст. Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их

Кумушка лиса

Рыженькая кумушка лисица — обычный персонаж народных сказок,

символ хитрости, изворотливости, ловкости, и это, нужно сказать, в

некоторой степени соответствует действительности. Лисонька — типичный

обитатель лесостепей, степей и предгорий — не только не избегает

окультуренного ландшафта, но даже любит селиться вблизи человека, а чтобы

приспособиться к таким соседям с их собаками, ружьями, автомобилями,

нужно уметь шевелить мозгами.

Рыжая лисица заселяет среднюю полосу России. Она крупнее других

представителей своего рода: длина тела – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, вес

– до 10 кг. Верх тела желтовато-рыжий (более тёмный на хребте и лопатках),

низ грязно-белый, конец хвоста белый.

Лисы — ярко выраженные индивидуалисты. Зимнюю половину года они

живут поодиночке и только на лето образуют семьи. В стаи лисы никогда не

собираются.

Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и

детёнышей косуль, но основа их питания — мелкие мышевидные грызуны.

Весной, отпраздновав свадьбу, семейная пара оборудует нору под жильё.

Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько

выходов. Лисы неряхи, и отличить жилую нору от нежилой совсем нетрудно.

К жилым ведут хорошо набитые тропы, рядом есть вытоптанные площадки,

повсюду разбросаны объедки и помёт.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от

преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и

прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Лисьи шкурки повсеместно в цене, а сами лисы являются обычным объектом

охоты. Ещё более ценные разновидности обыкновенной лисицы (чёрно-бурые, серебристо-чёрные, платиновые) разводятся на зверофермах ради

их красивого меха.

Б.Сергеев(259 слов)

Слова для справок

Ландшафт– вид местности, пейзаж (степной, лесной…).

Окультуренный пейзаж – вид местности, созданный деятельностью

человека (городской, сельский пейзаж).

1. Отметь среду обитания лисы.

а) Тундра; б) лесостепь;в)  степь; г) предгорья.

2. Какие качества помогают лисе  приспособиться жить рядом с  жилищем человека? (3–4 слова.)

3. Какую оценку умения лисы приспособиться жить рядом с человеком дал автор? Допиши предложение.

... Чтобы приспособиться к таким  соседям с их собаками, ружьями,

автомобилями,....

4. Отметь народные сказки, в которых в полной мере, на твой взгляд,

проявляются эти умения.

а) «Лиса и тетерев»; б) «Лиса и волк»; в) «Лиса и журавль»; г) «Кот и лиса».

5. Объясни значение слова род (животных). Воспользуйся

справочником или Интернетом.

6. Докажи, что лиса довольно крупное  животное. Впиши в таблицу данные.

Результаты измерения лисы

а) длина тела б) длина хвоста в) вес
     

 

7. Выпиши из текста окрас лисы.

8. Какие доводы, подтверждающие  нижеприведённое высказывание,

приводит автор?

Лисы – ярко выраженные  индивидуалисты.

Ответ подчеркни в тексте прямой  линией.

9. Объясни значение слова всеядны.

10. Отметь, что составляет основу  питания лис.

а) Плоды и ягоды; б) мышевидные грызуны;

в) жуки и кузнечики; г) зайцы и детёныши косуль.

11. Где чаще устраивают норы лисы?

Ответь кратко.

12. С какой целью семейная пара  оборудует весной нору под жильё?

Ответь кратко.

13. Докажи, что лиса неряха. Ответ  подчеркни в тексте волнистой линией.

14. Почему лиса не мёрзнет зимой  в снежной постели? Ответь одним

предложением.

15. Какие ценные разновидности обыкновенной лисицы разводят на

зверофермах ради красивого меха?

Ответь кратко.

16. Отметь верные высказывания.

а) В тексте в основном идёт речь о  рыжей лисице.

б) Лисица очень чистоплотное  животное.

в) Лисица питается только  растительной пищей.

г) Нору лиса устраивает, в основном,  для выведения потомства.

17. В какой из сборников можно  поместить этот текст?

а) Энциклопедия для детей; б) Словарь;

в) Сказочные истории; г) Справочник.

Часть 2 АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

1.Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

 

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

 Стоит за ней опушка леса.

 

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

                             (А. Фет)

1. Как надо читать это стихотворение? Выбери ответ.

а) Весело, задорно;

б) торжественно, восторженно;

в) тихо, задумчиво;

г)  с возмущением и негодованием.

2.Подчеркни прямой линией слова, с помощью которых создан зрительный образ дождя.

3.Как автор создаёт звуковые образы? Подчеркни волнистой линией слова, предложения, помогающие выполнить эту задачу.

Придумай заголовок к стихотворению._______________

Найди в первом четверостишии рифмующиеся строчки, соедини их стрелкой.

Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.

Туман

Туман молочный.

В тишине

Лишь вёсел всплеск короткий.

Плыву,

Кормы не видно мне,

Не видно носа лодки.

Скрипят уключины в тиши,

И, раздвигая камыши,

Шуршит тихонько лодка.

И глуше

В мире нет глуши,

И кажется – туман шуршит,

Из шелка с шерстью соткан.

И в тишине такой глухой

Покой

Качается речной,

Покой

Безбрежный, прочный.

Лишь лодка говорит с рекой,

Да всходит

Тихо за кормой

Новорожденный, молодой

Диск солнышка молочный.

(69 слов) (С. Козлов)

1. Какие звуки слышит герой стихотворения? Подчеркни прямой линией

3 примера слов, выражений, передающих звуки.

2. Какой художественный прием использован в строчках:

Скрипят уключины в тиши,

И, раздвигая камыши,

Шуршит тихонько лодка.

И глуше

В мире нет глуши,

И кажется – туман шуршит,

Из шелка с шерстью соткан.

Отметь знаком üправильный ответ.

а) Олицетворение; б) контраст; в) звукопись; г) повтор.

3. Перечитай последние 5 строк  стихотворения. Подчеркни волнистой линией  слова, с помощью которых автор «оживляет»  неживое.

4*. В стихотворении дважды употреблено  слово «молочный», но с разными значениями. Дополни высказывания словами: туман и солнца диск, так, чтобы передать то же значение, что и в стихотворении.

Молочный ____________. Сквозь него

ничего не видно: он густой, плотный,

непроницаемый, молочного цвета.

Молочный _____________ солнца.

Он только что появился на свет,

новорожденный, грудной ребенок.

5. Выпиши рифмующиеся слова.

короткий – лодки

лодка – соткан

прочный – молочный

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: