Быстрова Г.А.
Сизова Э.А.
Шуйская Т.А.
ВВЕДЕНИЕ
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи — аграмматизмы — нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для. последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.
Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в. лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть. использованы упражнения, направленные на расширение и утоление словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.
Наряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции в самостоятельной речи.
|
|
Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова, выступает для ребенка как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным, обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для ребенка меняющимся окружением
основы, не обладающим конкретным значением представляя тем самым слабый раздражитель, который не: воспринимается детьми.
Характерной особенностью является сосуществование грамматически правильных и неправильных предложений. Хаотическое и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития ребенка. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно.
В случае тяжелого недоразвития речи дети дли-
тельное время не усваивают синтаксического значение
падежа. Нередко ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц. Выбираемая грамматическая форма слова чаще
всего находится в прямой зависимости от общего
уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строй речи.
|
|
Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.
Эффективность коррекционных упражнений; зависит от соблюдения следующих условий:
- Систематическое проведение занятий
- Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности
- Подчинённость заданий выбранной темы
- Вариативность упражнений
- Развитие и воспитание внимания.
Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми. Лексико-грамматический подход к языку позволяет определённым образом подобрать речевой материал. Обязательным условием является наблюдениеза определённой языковой категорией.
Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается путём подбора разнообразного наглядного материала. Если на занятии ребенок делает ошибки, дать образец высказывания.
Полезно хоровое проговаривание. Прежде чем приступить к коррекции аграмматизмов, необходимо сформировать у ребенка понятия СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Работу над предложением можно проводить с постановкой таких целей:
1) сопоставление слова а предложения как речевых единиц
2) наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоску бумаги
3)определение первого, последнего слова в предложении
4) определение количества слов в предложении
5) определение главного (кто? что? – И.п./ слова в предложении.
6) дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления
7) наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения;.
8) учить определять границы предложения в небольшом тексте. Называть количество предложений
Повторять первое, второе, третье предложение.
9) учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.
Работа над предложением.
Именительный падеж.
Как слова дружат?»
Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги
Начинает логопед:
Девочка. Сколько слов я назвала? — Одно.
— Девочка играет. А сейчас сколько слов? — Два.
— Чтобы вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка), а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: — «Девочка играет» — Кто играет? — Девочка. — Девочка что делает? — Играет. — Что мы узнали о девочке? — Девочка играет.
— Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово? Составим это предложение из полосок бумаги.