Возрастная граница начала занятий боксом

ВОЗРОСТНАЯ ГРАНИЦА НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ БОКСОМ

 

и:               


                                                     Попов Александр Николаевич,

Автор:

Гунбин Александр Васильевич,

тренер-преподаватель МБОУ ДО ДЮСШ

 

 

г. Уварово

2019 год


АЗАД

 

ВОЗРАСТНАЯ ГРАНИЦА НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ БОКСОМ

Доктор медицинских наук, профессор С.А. Полиевский
Доктор педагогических наук, профессор Б.А. Подливаев
Доктор психологических наук Н.А. Худадов,
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Киселев,
М.В. Мартынов

Российская государственная академия физической культуры, Москва
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей юных спортсменов на начальном этапе подготовки может явиться причиной прекращения спортивных занятий, возникновения предпатологических и патологических состояний.

Тренеру (преподавателю физической культуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к физическим нагрузкам, зависит от вида спорта.

К тренировкам допускаются только абсолютно здоровые дети.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования.

Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма [2].

Сроки начала занятий (НЗ) видами спорта не представлены в последнем учебнике по гигиене для институтов и техникумов физической культуры [8]. Нет этого и в более раннем учебнике [9].

Не приведены также сроки начала занятий и их обоснования как в учебнике по спортивной медицине для ИФК 1987 г. (В.Л. Карпман и др.), так и в более старом - издания 1980 г., хотя, по крайней мере для бокса, это в основном биологическая проблема, прямо связанная с этими дисциплинами.

Отсутствие данных сведений следует считать важным научно-методическим упущением.

В разных видах спорта снижение возрастной границы начала спортивных занятий объясняется возможностью справляться с нагрузками, обеспечением безопасности, акселерацией с более зрелой психикой и ответственностью в раннем возрасте.

Пожалуй, одна из наиболее возрастных и стабильных границ НЗ - в боксе, но и здесь тенденция ясно прослеживается.

За последние годы в России и СНГ произошло значительное снижение возраста мальчиков и девочек, допускаемых к занятиям по ударным единоборствам (в частности, по боксу), что, по-видимому, объясняется возросшей телепропагандой и рекламой этих видов спорта, а также стремлением детей (часто по инициативе родителей) в связи с ухудшением криминогенной обстановки в обществе защитить себя в опасных жизненных ситуациях.

В настоящее время занятия по разным видам ударных единоборств нередко начинаются с 6-7- летнего возраста. В связи с отсутствием научно обоснованных официальных программ и соответствующих методических разработок часто бывает, что такие занятия имеют чересчур специализированный характер, не способствуют общему физическому и морально-волевому развитию учеников, приводят к травмам и не позволяют выявить одаренных и перспективных детей, которые могли бы с успехом продолжить тренировку в ДЮСШ.

В настоящее время при начальном отборе в секцию бокса практически отсутствует отбор, позволяющий ориентировать подростка и его родителей в правильности выбора вида спорта для занятий. Нередко в ДЮСШ главной задачей становится не отбор подростков, а укомплектование групп. Отсюда и большой отсев, стихийно происходящий в течение года.

Одним из основных моментов при начальном отборе, который имеет большое значение в становлении спортивного мастерства, является оптимальный возраст начала занятий боксом.

Конечно, на начальном этапе отбора и даже после года тренировок выявить будущих боксеров высокого класса невозможно, однако осуществлять диагностику пригодности к занятиям просто необходимо.

Минимальный срок допуска новичков к соревнованиям (учитывая высокую травмоопасность этого вида спорта), в течение которого они должны пройти специальное обучение и тренировку, равен 6 месяцам [28].

В.Г. Черный указывает на необходимость проводить c новичками большую работу по профилактике дефектов осанки из-за нахождения юного боксера в вынужденной позе (стойке), что приводит к неравномерному развитию мышц плечевого пояса, спины, груди, уменьшению подвижности позвоночника, к кифозам, сколиозам и др. То же самое относится и к профилактике плоскостопия. При первоначальном отборе для занятий боксом эти моменты нужно учитывать.

Анализируя изменения Правил соревнований по боксу, Ю.М. Шаненков [29] отмечает непрерывное снижение возрастной границы начала занятий боксом. Так, на момент выпуска его методической разработки занятия в младшей юношеской группе рекомендовались с 12 лет.

Проведение соревнований по боксу регламентируется правилами, согласно которым младшая юношеская группа участвует в них только с 12 лет; средняя юношеская - с 13-14 лет и старшая юношеская - с 15-16 лет.

При этом юноши участвуют в соревнованиях только своей возрастной группы. В младшей группе предварительно проводится тестирование по общей физической, технико-тактической и специальной подготовке по программе ДЮСШ. При этом специальное обучение и тренировка должны быть продолжительностью не менее 6 месяцев [29].

Согласно "Энциклопедии бокса" [30] возрастная категория боксеров школьного возраста в России охватывает период от 11 до 17 лет и делится на 3 группы: младшая юношеская группа - от 11 до 12 лет; средняя - от 13 до 14 лет и старшая юношеская - от 15 до 16 лет.

По действующим правилам Федерации бокса России (2001 г.) в соревнованиях по боксу разрешается участвовать с 12 лет, причем не ранее чем через 3 месяца после начала занятий боксом.

Таким образом, имеет место перестраховка, приведенные официальные данные достаточно разноречивы и вступают в противоречие с практикой спорта.

Критерии отбора детей таких возрастных групп в ударных единоборствах не разработаны. К сожалению, в практике работы по отбору способных юных спортсменов в разных видах спорта, в том числе в единоборствах, основное внимание уделяется оценке и выявлению уровня развития двигательных (физических) и функциональных качеств (показателей), а показатели, характеризующие качества психомоторики, в значительной мере игнорируются, хотя во многих работах показана их важность для успеха спортсменов в процессе тренировки и выступлений [6, 15, 23 и др.].

Психомоторные способности - это прежде всего способности самоконтроля и саморегуляции двигательной активности.

К ним относятся различные познавательные (оперативно-мыслительные) процессы и соответствующие умения тонко различать движения по параметрам пространства (амплитуде, направлению, траектории движения), усилий, времени (темпу и ритму), умения отчетливо и адекватно воспринимать и запоминать собственные двигательные действия, создавать новые движения на основе двигательного воображения, анализировать и планировать овладение новыми двигательными действиями, контролировать свои движения и корректировать их в соответствии с изменяющимися условиями их выполнения [6].

Нам представляется, что исследование психомоторных характеристик детей, занимающихся боксом, более способных и перспективных с точки зрения тренера для достижения успехов в боксе в сравнении с менее способными, оправданно, так как создает ориентиры для отбора к специфической деятельности в этом виде спорта и служит основой для критериев оценки успешности первоначального обучения. При этом реализация системы отбора возможна лишь при наличии точно измеримых параметров и нормативов для оценки.

К числу психологических качеств, практически значимых для успешного выполнения двигательной деятельности в единоборствах, следует отнести специализированные восприятия времени, пространства (дистанции) и усилий при ударах, внимание, разные виды сенсомоторной реакции, оперативное мышление (в том числе программирование боевых ситуаций и принятие решения), оперативную память.

Однако следует иметь в виду, что сфера психомоторики неразрывно связана и детерминирована свойствами и качеством личности и нервной системой спортсмена и в известной мере - его текущим психическим (эмоциональным) состоянием.

В связи с этим в процессе исследования и оценки психомоторных качеств целесообразно также изучать некоторые психофизиологические и личностные свойства, тесно связанные с этими качествами, и текущие эмоции, также сильно воздействующие на них.

Полученная дополнительная информация необходима не только для отбора, но и для определения содержания тренировки психомоторной направленности, то есть такой, в которой большое место отводится развитию психомоторных качеств, оказывающих воздействие на тесно связанные с ними двигательные действия и движения.

В проведенном исследовании оценка психомоторных функций включала также исследование ряда психофизиологических и личностных показателей и некоторых эмоциональных проявлений занимающихся.

Можно считать, что если какая-то психическая функция или качество однозначно обеспечивает успешность выполнения двигательного действия и движения в трудных условиях деятельности, она может рассматриваться как функция (качество) психомоторной направленности.

Очевидно, что уровни показателей перспективных детей могут служить модельными характеристиками их уровня подготовленности и использоваться в качестве нормативных при организации отбора в группы подготовки ДЮСШ по боксу.

При снижении возрастной границы первоначального обучения до 9 - 10 лет обучение детей боксу в условиях школы представляется как первоначальный, предварительный этап их спортивной подготовки и является основой для дальнейшего спортивного совершенствования в ДСШ и ДЮСШ [17].

Программно-методические материалы для их занятий также должны способствовать общей физической подготовке детей, их физическому совершенствованию, что необходимо для обеспечения высокого уровня здоровья и умственной работоспособности [7, 21].

Исследования проводились на базе СДЮШОР по боксу г. Пензы. В нескольких среднеобразовательных школах города были организованы секции начального обучения боксу детей с 9 - 10 лет.

В процессе секционных занятий происходит отсев занимающихся, а также ориентация и отбор перспективных детей для прохождения обучения в центральных секциях (на подготовительном отделении), где юные спортсмены занимаются с 11-летнего возраста.

С целью повышения эффективности процесса обучения в октябре-ноябре 2000 г. были проведены оценка перспективности и последующее тестирование 37 детей 9-10 лет, занимающихся в секциях бокса школ г. Пензы. Минимальный стаж их занятий был в пределах 1,0 - 1,5 месяца.

Для определения перспективности занимающихся, то есть совершенного выполнения ими программных требований ДЮСШ по боксу и достижения соответствующих успехов в соревнованиях, тренерами, как работающими с обучаемыми, так и специально приглашенными на занятия, была проведена экспертная оценка детей.

На наш взгляд, тренеры в данном случае не учли биологического возраста детей, степени акселерации их организма. Их не интересовало состояние лимитирующих систем, что и проявилось в анкетном опросе.

Определение тренерами перспективности юных боксеров во многом носит интуитивный характер и должно быть дополнено изучением психомоторных способностей детей.

При оценке, проводившейся на основании визуальных наблюдений и обмена мнений тренерами, учитывались следующие критерии:

1) заинтересованность и увлеченность боксом;

2) смелость и агрессивность;

3) настойчивость (упорство) в процессе овладения навыками и преодоления трудностей тренировки;

4) решительность, самообладание;

5) скорость реакции и движений;

6) быстрота овладения специальной координацией движений боксера;

7) расслабленность и непринужденность в ситуациях ударно-защитного противоборства;







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: