Председатель: Гаврилова Е.Н

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Для проведения итоговой аттестации

По предмету

«Русский язык»

Рассмотрен

На заседании методического совета

Протокол № ______

От «___» _______________

Председатель: ___________Гаврилова Е.Н.

                                  Боровичи 2020

Пояснительная записка

 

Итоговый экзамен по предмету «Русский язык» проводится в техникуме за курс средней школы.

Форма экзамена – сочинение. Комплекты тем составлены в соответствии с программой и позволяют проверить орфографические, пунктуационные, фонетические, лексико- грамматические, синтаксические навыки, владение фактическим материалом, умение приводить аргументы, делать самостоятельные и оригинальные логические выводы.

 Сочинение на выбранную тему строится в форме рассуждения. В рамках заявленной темы автор сочинения должен сформулировать свою позицию, доказать ее, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Достаточно опоры на один текст. Аргументы могут быть приведены с опорой как на содержание художественного произведения, так и на жизненный опыт студента (личные впечатления, собственные знания, размышления). Можно привлекать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества.

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Ссылка делается в свободной форме. Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста.

 Тематика сочинений разнообразна.

На выполнение экзаменационной работы отводится 6 астрономических часов.

 Объем сочинения – от 350 слов.

 Из пяти предложенных тем каждый студент выбирает одну.

 Сочинение позволяет проверить все виды компетенции. Студенты находятся в равных условиях, что позволяет объективно оценивать их достижения.

 

 

                  Критерии оценивания.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки выставляются в виде дроби.

Содержание:

  1 - соответствие содержания работы заявленной теме;

 2 – полнота раскрытия темы;

 3 - наличие фактических ошибок;

 4 - логичность рассуждения.

Речевое оформление:

  1 – разнообразие лексики и грамматического строя речи;

 2 – стилевое единство и выразительность речи;

 3 – число речевых недочетов.

Грамотность:

число допущенных ошибок:

 1 – орфографических;

 2 – пунктуационных;

 3 – грамматических.

Ошибка – нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка.

Недочет – нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно – целесообразной речи.

  Ошибка оценивается с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть написано».

Недочеты:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций,

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Нормы оценивания.

 Содержание и речь:

«5» - полное соответствие теме, последовательное изложение, текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций, достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

«4» - содержание в основном соответствует теме, имеются незначительные нарушения последовательности и изложения мыслей, лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

«3» - имеются существенные отклонения от заявленной темы, допущено нарушение последовательности, лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны, встречается неправильное употребление слов, стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

«2» - работа не соответствует теме, допущены фактические неточности, нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, лексика бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют, часты случаи неправильного употребления слов, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, нарушено стилевое единство текста.

Грамотность:

            “5” - нет ошибок, допускается один недочёт или негрубая ошибка.

“4” – 1-2 орфографические и пунктуационные ошибки.

“3” – 3-6 ошибок, 4 орфографические, 4 пунктуационные, 4  грамматические.

“2” – 7 ошибок

Классификация ошибок: содержание – фактические, логические, речевые;

грамотность – грамматические, орфографические, пунктуационные.

      Перечень тем экзаменационных сочинений.

1. Мой Пушкин.

      2. Какие добрые чувства пробуждает лирика?

  3.  Всегда ли она достойна его?

4. Что значит видеть в природе прекрасное?

5. Может ли зло помочь человеку понять себя?

6. Какой характер можно назвать противоречивым?

7. Согласны ли вы с утверждением Л.Н.Толстого: «Война – не

    любезность, а самое гадкое дело в жизни»?

 8. Как я понимаю слова Ф. И. Тютчева о природе: «В ней есть душа, в

     ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…»?

 9. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?

10. Как Ф.М.Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах

произведений?

 11. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

 12. Как в произведениях классиков раскрыта проблема поиска смысла

    жизни?

13. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

14. Как в произведениях И.А.Бунина раскрыта проблема человека и

       времени?

15. Почему тема любви часто присутствует в русской литературе?

16. Почему тема «отцов» и «детей» часто присутствует в русской

      литературе?

17. Согласны ли вы с утверждением В.Г.Белинского: «Жить – значит

      чувствовать, мыслить, страдать…»?

18. Почему тема единства человека и природы часто присутствует в

       лирике русских поэтов?

 19. Верно ли, что «не зная прошлого, невозможно понять подлинный

смысл будущего» (М.Горький)?

 20. Какого человека можно назвать патриотом?

21.  Какое место в жизни современного человека занимает тема памяти и славы?

22. «Война – печальней нету слова…»(А.Т.Твардовский). 

23. Когда гордость становится разрушительной для человека?

24. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

     (Ю. В. Друнина).    

25. Блокада Ленинграда – 900 ночей и дней.

26. Верно ли, что сохранить любовь труднее, чем ее обрести?

27. Может ли любовь к человеку стать смыслом жизни?

28. Почему человек нередко становится источником несчастий других

        людей?

 29. Достопримечательности города Боровичи.

   30. Что я знаю о родном городе?

 31. Боровичи - город моего детства.

  32. Боровичи – город - госпиталь.

    33. Город Боровичи в военное время.

 34. Боровичи в годы великой Отечественной войны.
35. «Эти сердцу милые края…»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: