I. Сущность игровой деятельности

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

Проблемы разработки и внедрения новых игровых технологий имеют серьезное теоретическое и практическое значение.

Нидерландский историк культуры Йохан Хейзинга считает, что в один ряд с такими определениями человека, как Ноmо sapiens (человек разумный) и Ноmо faber (человек-созидатель) следует поставить еще одно: "Ноmо ludens" (человек играющий), поскольку оно выражает столь же существенную функцию человека, как и два предыдущих определения. Й. Хейзинга рассматривает игру как явление культуры, а не как биологическую функцию и анализирует ее средствами культурологического мышления. С его точки зрения, игра старше культуры, так как последняя предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.

Перечислим основные признаки игры, которые называет Й. Хейзинга. Всякая игра есть, прежде всего, свободная деятельность, игра по приказу — это уже не игра, она может быть навязанной имитацией, лишь воспроизведением игры. Вот почему мероприятия с заранее отрепетированными словами и действиями участников, которые так часто используются в школах, никак нельзя назвать игрой.

Далее Й. Хейзинга утверждает, что для человека взрослого и дееспособного игра есть функция, без которой он мог бы и обойтись, то есть игра — это некое дополнение, излишество. Она не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Это одна из причин того, почему игра, к сожалению, очень часто уходит из жизни современного школьника, да и вообще человека.

Игра не есть "обыденная" жизнь и жизнь как таковая. Она, скорее, выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющую собственную направленность. Даже малое дитя знает, что оно играет лишь "как будто взаправду", что все происходящее в игре — "понарошку". Данное свойство игры дает прекрасную возможность "проживать" то, что пока просто невозможно либо недопустимо в реальной жизни, или предполагает многократное "проживание" каких-либо ситуаций. Игра лежит за рамками непосредственного удовлетворения нужд и страстей человека, то есть имеет незаинтересованный характер. Игра удовлетворяет потребность человека в коммуникации, "общежитии", то есть в совместном проживании. Именно поэтому люди так тянутся друг к другу во время игры.

Игра обособляется от "обыденной" жизни местом действия и продолжительностью. Именно изолированность составляет один из отличительных признаков игры. Она "разыгрывается" в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. Это свойство игры необходимо учитывать при ее разработке и проведении, специально создавая игровое пространство, внутри которого царит собственный порядок. Игра творит этот порядок. В несовершенном мире и сумбурной жизни она создает временное, ограниченное совершенство, которое хорошо чувствует играющий человек. Порядок, устанавливаемый игрой, имеет непреложный характер, малейшее отклонение от него расстраивает игру, лишает ее собственного характера и обесценивает. Свойство игры давать пусть временное ощущение совершенства и гармонии с миром очень ценно для педагогики, для практики общения с детьми и взрослыми людьми.

Игра заканчивается в определенный момент, когда она сыграна, но пока она длится, в ней царит движение, подъем и спад, чередование, завязка и развязка. И будучи сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, то есть становится культурной формой, поэтому дети надолго запоминают то, что происходит во время игры, мысленно обращаются к минутам и часам, проведенным за игрой.

Повторяемость, которая характеризует не только игру в целом, но и ее внутреннюю структуру, есть одно из существеннейших свойств игры. Элементы повтора, рефрена, чередования встречаются во всех развитых игровых формах.

Игра имеет склонность быть красивой. Этот эстетический фактор тождествен стремлению творить, что оживляет игру во всех ее видах. Она исполнена двух благороднейших качеств: ритма и гармонии.

Особое место в игре занимает напряжение, которое связано с чувством неуверенности, неустойчивости, дает некий шанс или возможность. Чтобы нечто "удалось", требуются усилия. Игра приобретает соревновательный характер, который в азартной игре может достичь крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость и удаль, выносливость и духовные силы. Это прекрасная возможность для всесторонней диагностики ребенка, и ее следует использовать с максимальной отдачей.

У каждой игры есть свои правила, которые диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры безусловно обязательны. Стоит их нарушить, и все здание игры тотчас же рушится, а игра становится невозможной, перестает существовать. Это следует помнить организаторам игры.

Й. Хейзинга дает обобщающее определение игры; "свободная деятельность, которая осознается как "невзаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющими, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не имеет пользы, — свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам". Весьма существенным для игры является тот факт, что своей удачей можно похвалиться перед другими. Теснейшим образом с игрой связано понятие "выигрыш". Первичным является стремление превзойти других, быть первым и на правах первого удостоиться почестей. Таким образом, Й. Хейзинга приходит к важнейшим обобщениям: игра — необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования. Чем более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума или группы, тем полнее растворяется она в культуре, поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную культуру эпохи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: