Знак как орудие психики

Л.С.Выготский

У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное.мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и поведением других.

Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

История развития человечества - это история развития знака. Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.

Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, дщкак знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова).

Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Ребенок присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.

Знак - любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. (В.С.Мухина) (Знаки-символы, Знаки-копии, Знаки-признаки, Автономные знаки, Знаки-эталоны)

 

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

Источник развития – соц среда. Ребенок развивается благодаря 2 линиям развития: естественной и культурной линии (система знаков, символы). Они идут параллельно, т.е. происходит биологическое развитие (становление человека как вида) и социальное (становление человека как единицы общества). Подобно тому, как люди создали орудие труда, чтобы контролировать окружающую среду, они так же создали психологические орудия, чтобы контролировать свое собственное поведение. Выготский называл различные психологические орудия, используемые людьми, для усиления своих мыслительных и поведенческих способностей знаками. Знак – это орудие психики. Функция: несет некую информацию. Понять особенности человеческого мышления мы сможем лишь тогда когда изучим знаки функционирующие в его культуре. Самая важная система знаков – речь. Она главная, потому что благодаря речи мы можем передать информацию и в прошлом и будущем и в настоящем. Речь выполняет множество функций, но самой важной является освобождение нашего мышления и внимания от ограничений непосредственной ситуации. Когда люди используют знаки они демонстрируют опосредованное поведение. Овладение речью – это важнейшая задача развития ребенка. Речь письмо и счет.

Благодаря речи происходит развитие ВПФ. ВПФ формируются из НПФ при помощи интериоризации (перенос из внеш.во внутр.план). К НПФ относятся: непроизвольное внимание, память, а к ВПФ произвольное внимание, произвольная память, воображение, речь, мышление. Все ВПФ отличают 4 характеристики: сложность, социальность (формируется и проявляется только в социуме), опосредованность (различными психологическими орудиями:знаковые системы (речь)) и произвольность (к любой НПФ добавляется волевой компонент, регулирует проявление НПФ+соц+опосред=ВПФ). В процессе интериоризации форма общения из интерпсихических (направлены на внеш.) переходят в интрапсихические (во внутр., усваивание). НПФ переходит в ВПФ путем надстройи, т.е. признаки НПФ остаются, но переходят во внутр. план. Влияние на этот процесс оказывает речь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: