Этологические теории развития

Этология – наука о поведении животных, в 1960-е активно занималась изучением животных. Э. основана на исследованиях Лоренца, Тинбергена. Изучая поведение животных, они установили, что имеется связь между эволюционными процессами и адаптивным поведением. Этологи стали искать аналогии в поведении животных и людей. Они предположили, что поведение и тех и др. имеют схожие эволюционные процессы.

У людей сохраняются опр.черты поведения, свойств. животным. Напр. Лоренц считал, что между формированием ранней привязанности у птенцов и привязанностью у младенцев есть общие черты. Люди имеют видоспецифические модели поведения. Напр., слепоглухие дети улыбаются в раннем в-те. Этология считает, что сложное соц.поведение людей генетически детерминировано. Птицы вьют гнезда, люди строят дома.

Рассматривая поведение людей, этологи видят в нем 3 причины:

1. ситуационные (та или иная причина запускает опр. поведение. Напр. плач ребенка)

2. исторические (ребенок плачет, потому что в истории он плакал – его баловали)

3. эволюционные (плач несет важную адаптивную ф-ю – стремление привлечь внимание)

А. Гезелл считал, что развитие психики человека обусл. биологическим созреванием. Человек «расцветает» по расписанию. Соц.среда роли не играет. Геззел сводил р-е к количественным изменениям.

В современной пс. к этологическим теория можно свести идеи М.Эйнсворт, Дж. Боулби, которые изучали проблемы формирования привязанности между младенцами и родителями.

Совр. этология придерживается соображения, что осн. фактором является биологический, не отрицая роли соц.опыта, но рассматривается, что ребенок может его усвоить.

Недостатки:

этолог. т-и с трудом поддаются эмпирич. проверке.

т-и делают ретроспективное объяснение пр. р-я, объясняя то, что уже произошло и не могут дать прогноз.

сторонники др. теорий (бих.) показали, что даже если человек имеет опр. биологические аспекты поведения, то они могут сильно изменяться научением.

Этологические теории рассматривают развитие животных и человека с эволюционной точки зрения.

Согласно этологическим теориям, многие модели поведения не только животных, но и человека являются врожденными и адаптивными, т. е. служат целям выживания. Этологи полагают, что для людей, так же как и для животных, характерны видоспецифические модели поведения, одинаковые у всех людей независимо от культурных различий. Однако этологи признают, что инстинкты играют адаптивную роль только в определенных условиях среды.

Теория привязанности Джона Боулби (1907–1990). Привязанность рассматривается Боулби как поиск и установление тесной эмоциональной близости с другим человеком. Он полагает, что проявления привязанности у младенцев, например, улыбка, лепет, плач, являются врожденными социальными сигналами, которые стимулируют родителей подходить к младенцу, ухаживать за ним, общаться. Такое поведение, способствуя тому, чтобы мать находилась рядом, гарантирует, что ребенок всегда будет защищен от опасности и окружен необходимыми для развития заботой и вниманием.

Согласно Боулби, эмоциональная привязанность ребенка к матери (или к обеспечивающему уход человеку) развивается аналогично импринтингу у животных. Однако формирование привязанности у младенцев – более сложный и длительный процесс, чем импринтинг у птенцов. Он выделил несколько фаз развития привязанности у ребенка к матери или к лицу, ее заменяющему.

По мнению Боулби, именно качество устанавливаемых отношений с матерью или лицом, ее заменяющим, имеет ключевое значение для формирующегося у ребенка качества привязанности.

М. Эйнсворт, последовательница и коллега Д. Боулби, предложила стандартную процедуру измерения качества привязанности между матерью и младенцем. Эйнсворт выявила три основных типа привязанности: надежная привязанность, тревожно-избегающая и амбивалентная.

1.Надежная привязанность обозначает устойчивую и адекватную привязанность.

2.Избегающая. Дети с таким типом привязанности выглядят достаточно независимыми, не ищут особой близости с матерью, когда они вместе с ней, и не проявляют особого беспокойства и огорчения, когда их оставляют наедине с незнакомцем.

3.Амбивалентная (иначе называемая сопротивляющаяся привязанность). Эти дети выглядят тревожными в незнакомой ситуации даже рядом с матерью, предпочитая находиться вблизи. Они то тянутся к ней, то сердито отталкивают, демонстрируя гнев, непослушание.

Некоторые исследователи стали выделять четвертый тип привязанности – дезорганизованную привязанность, которую характеризуют смешанные проявления избегающего и амбивалентного поведения.

Ценность этологического подхода состоит в том, что он подчеркивает важность изучения развития ребенка в естественной обстановке, обращает внимание на сравнительный анализ развития человека и развитие других видов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: