Проблема обучения и развития в работах Л.С.Выготского

Обучение ведет за собой развитие. То насколько развит ребенок, влияет на то, чему он может научиться.

Чему он может научиться определяется уровнем актуального развития, зоной ближайшего развития.

ЗБР – расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития

УАР – задачи такой сложности, кот ребенок может решить сам

УПР – задачи, решаемые с помощью вхрослых

ЗБР говорит о ведущей роли обучения в развитии

Выготский считал появление в культуре знаковых систем оказало огромное влияние на когнитивное развитие человека. Выготский признает роль естественной линии развития (за Пиаже и Гезелом). Эта естественная линия доминирует в развитии ребенка до 2 лет. Но дальше на рост мыслительных способностей ребенка в основном оказывает влияние вторая линия, культурная линия развития – это системы знаков функционирующих в культуре. Все уникальные достижения человека отличающие нас от животных, по мнению Выготского, были бы невозможны, не будь у человека речи и др знаковых систем.

Развитие высших мыслительных способностей (абстрактных и теоретических) требует обучение письму счету и другим абстрактным дисциплинам. Дети способны и к самостоятельному формированию понятий (на основе повседневного опыта), но они не способны развить способности к чисто абстрактному мышлению без обучения оперированию абстрактными системами знаков.

Пример: экспедиция. Проводят полевые исследования. Вопрос про крайний север у людей средней азии, задают логическую задачу. (про медведей)

У них не было опыта и обучения. Проведя дополнительную подготовку можно добиться ответа.

Выготский признавал роль внутренних факторов, но полагал что все стороннее понимание не возможно без изучения психологических орудий которое культура предоставляет ребенку и использование которых она от него требует.

Процесс интериоризации – процесс перехода из внешнего во внутренний.

Каждая функция как внешняя социальная и затем как внутренняя интерпсихическая.

Эгоцентрическая речь. Психические функции, процессы. Низшие и высшие психические функции. Они низшие когда непроизвольны. А высшие всегда произвольны и опосредованы.

Благодаря имени мы узнаем всю свою родословную.

Зона ближайшего развития – то, что может выполнить ребенок с помощью взрослого.

Зона актуального развития – то, что он может выполнить сам на основании тех знаний, которые у него есть.

У Пиаже обучение подстраивается под развитие.

 

Сравните развития в теории Пиаже и Выготского.

1. Согласно Пиаже, этапы психического развития – этапы развития интеллекта, через которые проходит реб в формировании все более адекватной схемы ситуации.

Умственное развитие – движение ребенка от простых к более сложным логическим операциям.

  Выготский же говорил, что умственное развитие – это не только воплощение логики в мышлении. Умственное развитие по Выг состоит в приобретении результатов культурного развития человечества.

Пиаже делал упор на биологическое, а

  Выготский – еще и на культурное (внешние условия, ближайший взрослый).

 

2. По Пиаже процесс интеллектуал. развития происходит путем адаптации к среде. Адаптация (приспособление к условиям среды) осуществляется двумя механизмами – ассимиляции (- процесс включения новой информации в ранее существовавшие схемы) и аккомодации (- процесс, предполагающий изменение или замену существующих схем в свете новой информации).

Схема – категории знаний, которые помогают интерпретировать и понимать мир (меняющаяся и обновляющаяся) (Ж.Пиаже).

Основное понятие теории развития Пиаже – схема ситуации (- любой паттерн (алгоритм) действия, обеспечивающий контакт со средой). Основа схемы – логическое мышление.

По Выготскому: развитие психики осуществляется с помощью двух механизмов – интериоризации (превращение внешних средств осуществления фун-и во внутренние психологические) и экстериоризации (переход действия из внутреннего во внешний план). Основное понятие – знак (психологическое орудие, управляющее психикой и организующее поведение), который опосредует высшие психические функции.

 

3. В теории Пиаже – обучение должно идти за развитием. Оно должно быть подчинено равновесию процессов ассимиляции и аккомодации.

 У Выг наоборот - обучение ведет за собой развитие.

Т. е. в теории Выготского обучение должно ориентироваться на ближайшую зону развития, а

по Пиаже – оно должно соответствовать уровню развития ребенка, и в нужный момент изменения в развитии произойдут сами.

 

4. По Пиаже эгоцентрическая речь – выражение интеллектуального эгоцентризма, самостоятельный вид речи наряду с социализированной,

а по Выготскому эгоцентрич речь – промежуточная стадия между внешней и внутренней речью. Она внешняя по структуре и внутренняя по функциям.

Для Пиаже мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую (речи для себя) к социализированной.

Для Выготского-от социализированной формы через эгоцентрическую (речи для общения с другими) к внутренней речи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: